Отчет об археологической практике студентов 2 курса ШИН в Смоленской археологической экспедиции ГИМ
Практика проводилась на базе Смоленской экспедиции в две смены (1-14 июля и 15-29 июля) в экстремальных условиях при сокращении полевых работ, сконцентрированных на двух участках обширного Гнёздовского археологического комплекса (ныне в адм. границах Смоленска).
На территории поселения и в зоне курганного некрополя, что обеспечивало знакомство практикантов с разнообразными памятниками археологии и разными методами их исследований.
На поселении было исследовано два участка – один из них расположен рядом с небольшим озером – внутренней гаванью древнего Гнёздова. Даже для богатого удивительными находками и объектами Гнёздовскогого археологического комплекса, эта территория уникальна – именно здесь, в «мокром» слое сохраняется дерево. Самые интересные – ранние слои, в которых сохраняется органика, прежде всего, дерево, будут исследоваться на будущий год. В 2022 году изучалось «позднее» Гнездово – вторая половина X века. Сооружений здесь нет и находок немного – это дорога к гавани. Однако и здесь было найдено несколько интересных предметов. Во-первых, это простое железное колечко с заходящими концами. По мнению исследователей, – это амулет, связанный с социальной магией – «кольцо клятвы», призванное скреплять разного рода договорные отношения. В Скандинавии подобные предметы встречаются относительно часто, для территории Восточной Европы – это редкая находка. Второй интересный предмет – серебряная цепочка сложного плетения, ее, вероятно, безвозвратно потеряла достаточно богатая женщина.
На втором участке поселения исследовалась зона крупной ювелирной мастерской, в которой изготавливались различные украшения, в том числе оригинальные подвески для местного славянского племени кривичей. В перемешанной верхней части раскопа найдена привеска в виде молоточка Тора – скандинавский амулет. Во время дальнейших раскопок исследовано несколько углубленных частей сооружений. Одно из них – производственного характера, в его составе найдены многочисленные фрагменты тиглей (сосудов для литья), а также несколько заготовок украшений, в том числе фрагмент скандинавского ладьевидного браслета. Вторая постройка имеет менее внятный характер, но наличие в ней нескольких уровней развалов очагов, может указывать на то, что постройка была жилой. В постройке найдено несколько интересных предметов, в том числе фрагмент стеклянной шашки, медная цепочка и целый медный перстень, на щитке которого читается орнамент в виде лепестков.
Во время раскопок также был найден небольшой клад, зарытый в ямку, вероятно, в минуту опасности. Находка клада, даже небольшого – это всегда событие, клады редко «даются» в руки ученых, чаще всего – это случайные находки. В составе комплекса – несколько гирек для взвешивания серебра, четвертинка арабской монеты-дирхама и серебряный перстень, украшенный чеканным орнаментом. Клад, вероятно, был упакован в кожаную сумку, от которой сохранился только небольшой фрагмент кожи.
На территории некрополя были исследованы два кургана, расположенные в Лесной курганной группе. Один из курганов содержал погребение по обряду трупосожжения на месте, расположенное в основании насыпи и, возможно, еще одно погребение (трупосожжение на стороне) было впущено уже в существующую курганную насыпь.
В погребениях были найдены два дирхама, весовая гирька, несколько гвоздей, кресало и разбитый керамический сосуд. Неожиданным было обнаружение в насыпи кургана скелета собаки. Расположение костей позволяет утверждать, что собака была разрублена на три части. Подобное обращение с животными неожиданно находит параллели в описании погребения знатного руса, оставленное арабским дипломатом Ибн Фадланом в «Записке» о его путешествии на Волгу в 921/922 г. «И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле…».
Под небольшой насыпью второго исследованного в этом сезоне кургана находилась большая могильная яма, в которую, судя по сохранившимся отпечаткам, была встроена камера каркасно-столбовой конструкции.
На дно погребальной камеры была помещена умершая. К сожалению, особенности почвы в большинстве случаев не сохраняют кости и определить пол погребенного можно только по набору сопроводительного инвентаря - золотое колечко с напускной бусиной, маленькая серебряная фибула, нож, обувной шип и, по всей видимости, мешочек, расшитый стеклянными накладками.
Оба исследованных кургана датируются второй половиной Х века.
В первой половине июля на территории собственно Смоленска археологические работы не проводились, практиканты ознакомились со смоленскими древностями во время экскурсии по Смоленску (первая смена, 3 группы, руководимые В.Я. Петрухиным, О.В. Беловой и смоленским археологом к.и.н. В.Д. Валуевым 8.07). Экскурсия 22.июля для смены проходила по сокращенной программе, была пешеходной (Смоленск был закрыт для автобусного транспорта).
Раскопки в Смоленске экспедиция Института археологии РАН начала в середине июля, в раскопках приняли участие 6 практикантов второй смены. Исследовались остатки укреплений древнейшего Смоленска на Соборной горе (руководитель д.и.н. Н.А. Кренке) и средневековый некрополь на Воскресенской горе (рук. смоленский археолог В.А. Волков). Базу для отряда в центре Смоленска обеспечил Д.В. Валуев.
Традиционно практикантов и смоленскую общественность знакомили с результатами исследований на отрытых медиаплощадках: таковой 27.07 стал клуб ШТАБ в Смоленске, модераторы В.Я. Петрухин и Д.В. Валуев. Выступали с презентациями В.В. Мурашева, В.А. Волков. В качестве приглашенных специалистов в презентации новых методов в археологии принимали участие магистрант ШИН С.А. Хохлов, специалист по исследованию подводного наследия Ю.Г. Ткаченко, специалист по древней смоленской керамике к.и.н. Е.В. Каменецкая. Проведено было координационное совещание о перспективах сотрудничества практикантов с администрацией нового Музея Смоленской стены (директор музея канд. архитектуры С.А. Пиляк, Д.В. Валуев, В.Я. Петрухин, магистранты С.А. Хохлов, ШИН С.А. Корольков, студентка ШИН А. Икрамова).
Также традиционно читались лекции для практикантов: введение в проблематику славяно-русских древностей (.В.Я. Петрухин), археология и устная история (О.В. Белова), новые (неразрушающие) методы археологических исследований (С.А. Хохлов, Ю.Г. Ткаченко, В.Я. Петрухин).
Практиканты проявили себя как заинтересованные и ответственные работники. 4 практиканта, магистранты Хохлов и Корольков продолжили участие в раскопках в рамках студенческой археологической экспедиции «По следам строителей Саркела» (рук. проекта В.Я. Петрухин).Петрухин Владимир Яковлевич
Школа исторических наук: Профессор