• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

42.03.05 Медиакоммуникации

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета № 6 от 26.09.2014 г.
Дата обновления паспорта
30.08.2019 г., Протокол №2
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2023/2024 учебный год

Медиаисследования

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Сторителлинг

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Технологии медиа

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Управление медиа и продюсирование

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2022/2023 учебный год

Медиаисследования 22/23

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Сторителлинг 22/23

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Технологии медиа 22/23

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Управление медиа и продюсирование 22/23

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2021/2022 учебный год

Медиаисследования

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Сторителлинг

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Технологии медиа

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Управление медиа и продюсирование

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы

Высшая школа экономики — первый российский вуз, который в 2015 году начал набор студентов для обучения на новой образовательной программе «Медиакоммуникации», где мы учим медиа: исследовать их, создавать и продвигать контент для любых платформ и управлять проектами. Сегодня на факультете креативных индустрий есть опыт подготовки специалистов по медиакоммуникациям, которого нет нигде.

Медиа, или вся совокупность средств коммуникации, — это не только печатная пресса, фотография, кино, радио, телевидение, но и приложения для мобильных устройств, компьютерные игры, электронные книги, технологии виртуальной и дополненной реальности, трансмедийные проекты, документальный фильмы и короткий метр, а также многое другое. Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками.

Мы на Медиакоме придерживаемся нескольких принципов. Во-первых, изучение языка программирования Python обязательно для всех студентов, обучающихся на программе. Во-вторых, почти каждая дисциплина предполагает приглашение представителей индустрии, владельцев бизнесов, журналистов, медиаменеджеров для более полного раскрытия тем. В-третьих, все профессиональные дисциплины обновляется каждый год перед началом курса, чтобы обеспечить наших студентов самой актуальной фактурой.

Программа «Медиакоммуникации» предлагает четыре специализации: «Media Studies», «Cторителлинг», «Технологии медиа», а также «Управление медиа и продюсирование». Направление «Media Studies» рассчитано на тех, кто увлекается философией и концепциями медиа, хочет исследовать российские и глобальные медиафеномены, хочет стать первооткрывателем каких-то новых законов, по которым живет наше общество — это вполне реально, так как медиа все еще не очень изучены и ждут своих исследователей. Спрос на таких специалистов есть и в России и за рубежом — индустрия развивается быстрее, чем ее теоретическая база.

Тотальная медиатизация нашего общества приводит к тому, что вся коммуникация в нем строится на «рассказывании историй». Студенты, выбравшие специализацию «Сторителлинг», будут изучать различные способы коммуникации через нарратив и рассказывание историй на различных платформах: от классических газет, ТВ, сайтов, до новейших трансмедийных проектов, нативных форматов и городской среды. Такие специалисты будут востребованы медиахолдингами, музыкальными лейблами, кинокомпаниями и создателями киновселенных, различными технологическими платформами и многими другими — всеми, кто создает контент, чтобы подарить своим клиентам или аудитории полезную историю.

Современные медиа все больше и больше зависят от технологий и все больше появляется проектов на стыке сторителлинга и IT: дата- и робо-журналистика, прототипирование и создание интерфейсов приложений, визуализация информации. Это перспективные направления, которые находятся на стыке компетенций. Студенты, избравшие специализацию «Технологии медиа» найдут себя и в высоко-технологичных стартапах, в в традиционных медиа, которые все шире используют технологические навыки своих сотрудников и для создания впечатляющих спецпроектов, и для статей, основанных на данных, и для управлением автоматизации творческого процесса.

В медиаиндустрии сейчас большой запрос на управленческие компетенции. Проекты становятся все более сложными и требуют эффективной командной работы. Да и сами медиа часто являются достаточно большими медиапредприятиями, управление которыми требует подготовки, той, которую получают студенты на специализации «Управление медиа и продюсирование». Также аудитория распределяет свое внимание между все большего числа источников информации. Чтобы стать заметным в этом высококонкурентном поле нужны знания в маркетинге, продвижении и работе с аудиториями и их ценностями. Студенты, специализирующиеся на управлении и продюсировании получат качественную подготовку по управлению стартапами и медиа проектами, научатся «мыслить рыночно», узнают различные приемы монетизации и научатся их применять.

Наряду со специализациями в распоряжении студентов будет общий пул дисциплин по выбору, с помощью которых будущие специалисты смогут «донастроить» свои компетенции в соответствии с собственными профессиональными целями. Такой подход позволяет обеспечить настоящую междисциплинарную подготовку студентов.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Образовательная программа НИУ ВШЭ «Медиакоммуникации» направлена на обучение будущих архитекторов медиапространства, универсальных специалистов медиасистем, владеющих не только творческими, исследовательскими и технологическими методами, но и управленческими навыками.

Потенциальные места работы выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Медиакоммуникации»:

  • СМИ (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
  • Культурная индустрия (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства, компании, создающие аудиовизуальный контент)
  • Индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации, а также программных продуктов и мо­бильных приложений)
  • В сфере телекоммуникаций, связанной с производством контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента)
  • Книгоиздательский бизнес (издатели книг на цифровых платформах)
  • В смежных информационно-коммуникативных сферах (пресс-службы, рекламные и PR-агентства (связи с общественностью), агентства социального маркетинга SMM)

Бакалавр по направлению подготовки «Медиакоммуникации» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • Проектный
  • Организационно-управленческий
  • Проектно-аналитический
  • Редакторский
  • Социально-организаторский
  • Рекламно-информационный

Выпускник, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, готов решать комплекс профессиональных задач, среди которых можно выделить:

  • Исследование и описывание феноменов медиа, используя язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук, а также применение различных методов для анализа медиакомпаний и проектов.
  • Отслеживание тенденций развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использование данных тенденций в профессиональной деятельности.
  • Постановка исследовательских задач, планировка и обсуждение результатов работы проектных исследовательско-аналитических групп, умение взаимодействовать с ними
  • Ориентировка в публикациях и базах данных исследовательских и научных центров, государственных структур, международных организаций, корпоративной отчетности фирм и финансовых институтов.
  • Создание и редактирование текстов для нужд профессиональной деятельности (как предназначенные для публичного распространения, так и для иных профессиональных целей) на русском языке, руководствуясь правилами и нормами языка, функциональными стилями и адаптируя тексты для тех технологических каналов, по которым предполагается их распространение.
  • Работа с источниками данных, в том числе и с применением программного обеспечения, включая языки программирования
  • Использование оборудований и программного обеспечения для решения творческих и управленческих задач
  • Создание, организация и управление медиапроектами, основываясь на принципах эффективности
  • Координация работы технических, управленческих, творческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой, используя устную и письменную коммуникацию, опираясь на современные технологии связи, а также на этику и законы психологии.
  • Разработка и реализация стратегии монетизации медиапроекта, в том числе, продажу прав на публикацию и трансляцию того или иного вида контента, продажу рекламных возможностей и иных форм.
  • Организация участия аудитории в производстве медиапродукции, обмене медиаконтентом, используя, в том числе, интерактивные сетевые обмены.
Характеристики образовательных модулей программы

Блок дисциплин общего цикла включает в себя базовые общепрофессиональные дисциплины – философию, историю, социологию, психологию. Студенты знакомятся с историей развития мировой цивилизации, закономерностями исторических изменений; историей философии, основными направлениями современной философской мысли и философией культуры; основными социологическими теориями, методологией социологического исследования, основными методами сбора и анализа социологической информации; общей психологией, включая основы социальной психологии и психологии коммуникаций.

Блок Major разделён на базовую, базовую профильную, вариативную и вариативную профильную части. Базовая часть профессионального цикла включает в себя основы экономики, теорию и практику русского литературного языка, теорию массовых коммуникаций, основы драматургии, правовое и этическое регулирование медиа, историю и теорию литературы. Базовая профильная часть профессионального цикла включает в себя такие дисциплины, как медиаменеджмент, медиаэкономика, управление проектами, медиамаркетинг, а также стратегический менеджмент. Всего на профильные дисциплины базовой части отведено 27 зачётных единиц.

В рамках вариативных дисциплин имеют возможность широкого выбора траекторий развития от академической до узкопрофессиональных, выбирая необходимые им дисциплины.

Помимо этого, все студенты изучают иностранный язык. В процессе обучения иностранному языку студенты овладевают навыками межкультурной коммуникации на иностранном языке. Большое внимание в учебном плане уделяется научно-исследовательской и проектной деятельности, что подробно отражено в следующем разделе.

Курсовые и выпускные квалификационные работы могут выполняться в академическом или творческом формате.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Медиакоммуникации»

Перейти к содержанию программы