• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комментарий преподавателей, признанных лучшими преподавателями университета по итогам конкурса Фонда образовательных инноваций (ФОИ) ВШЭ, Валерии Касамары (лучший преподаватель 2008 года, факультет прикладной политологии) и Владимира Шумского (лучший преподаватель 2010 года, факультет психологии).

— У вас большой опыт преподавания, как вы относитесь к тому, что студентам предлагают возможность определить лучшего преподавателя Высшей школы экономики?

Валерия Касамара
Валерия Касамара
В. Касамара: Для меня признание студентов не менее значимо, чем призвание коллег, так как студенты оценивают и наши профессиональные, и человеческие, и педагогические качества. Зачастую в высшей школе упускается педагогическая составляющая, хотя мы продолжаем с ними работать как педагоги. Когда я участвовала в конкурсе «Лучший преподаватель года» в рамках ФОИ — Фонда образовательных инноваций ВШЭ, там существовала дополнительная опция — студенты могли написать свое мнение о преподавателях, и то, что я читала в отзывах ребят, вызывало во мне чувство благодарности. Этот отклик для меня очень важен. Он дает возможность почувствовать, что твой труд важен и ценен.

В. Шумский: Выбор лучшего преподавателя путем голосования студентов — это хороший способ уравновесить две реальности: реальность с точки зрения преподавательского корпуса и реальность с точки зрения студентов. Он дает ребятам возможность выразить отношение к преподавателям, но, конечно, возникает вопрос: какие критерии они будут оценивать и насколько адекватно?

— И как вам кажется, насколько объективна будет оценка студентов?

В. Касамара: Любая оценка несет в себе объективный и субъективный компонент. Но это оценка, как минимум, ста человек — а это уже показатель. Если говорить о возможном сведении личных счетов из-за плохих отношений с педагогом, то здесь, мне кажется, надо больше доверять нашим студентам. Мой опыт преподавания показывает, что в большинстве своем студенты видят и ценят отношение преподавателя к предмету и студентам. Требовательный к студентам преподаватель очень часто бывает самым любимым.

Владимир Шумский
Владимир Шумский
В. Шумский: На мой взгляд, наши студенты достаточно умны, для того чтобы не поддаться «соблазняющему эффекту», который иногда присутствует в стиле преподавания. Может быть, на первом курсе они еще и назовут лучшим того, кто не сильно их загружает, но на старших курсах лучший — это тот, кто дает реальные знания. Хотя лично я считаю, что степень инновационности, проработанности того или иного курса студентам все же сложно оценить, и это скорее должны делать коллеги. Возможно, наиболее беспристрастными экспертами могли бы выступать выпускники, которые уже вышли из отношений с преподавателем. Например, я до сих пор с благодарностью вспоминаю учителя физкультуры, который был у меня в школе.

— На ваш взгляд, будет ли достаточно высокой явка на выборы?

В. Касамара: Приход на выборы можно рассматривать как индикатор заинтересованности и вовлеченности студентов в жизнь факультета, и там, где есть жизнь и где нет равнодушия, голосование, на мой взгляд, пройдет с достаточно высокими показателями проголосовавших студентов.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ