• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: вырастут ли цены на растительное масло из-за введения маркировки на продукцию?

Фактчекинг: вырастут ли цены на растительное масло из-за введения маркировки на продукцию?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что растительное масло может подорожать из-за введения маркировки продукции. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В соцсетях пишут о грядущем росте цен на растительное масло. Он произойдет из-за введения маркировки продукции, отмечается в статьях.

Как следует из проекта постановления Минпромторга, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов, правительство может начать эксперимент по маркировке пищевых растительных масел в потребительской упаковке средствами идентификации с 1 декабря 2023 года. При этом пробная маркировка продлится до 31 августа 2024 года.

Цель введения маркировки — тестирование технологии нанесения средств идентификации на пищевые растительные масла. Это позволит противодействовать их незаконному ввозу, производству и обороту. Кроме того, таким образом власти рассчитывают повысить собираемость налогов.

Отмечается, что в эксперименте будут участвовать подсолнечное, оливковое, пальмовое, рапсовое, кокосовое и арахисовое масла. Участие в маркировке примут производители, импортеры, оптовые и розничные торговые компании. При этом в постановлении Минпромторга сообщается, что участие для них будет бесплатным. Проект реализует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор системы цифровой маркировки «Честный знак».

На данный момент в России маркировка обязательна для пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, молочной продукции, лекарств, табака, изделий легкой промышленности, обуви, шуб, медицинских изделий, духов и туалетной воды, шин, фотоаппаратов, БАДов, антисептиков, кресел-каталок.

ЦРПТ в ответ на информацию о грядущем росте цен распространил заявление, в котором отмечается, что эксперимент по маркировке растительных масел будет проходить в добровольном порядке. В рамках него оборудование и коды производителям будут предоставляться бесплатно. Поэтому это не может привести к росту цен, сообщает ТАСС. Также в ЦРПТ указали, что ранее проводились эксперименты по маркировке с другими группами товаров и темпы роста цен на них в итоге замедлялись. «После введения обязательной маркировки [на растительные масла] роста цен также не будет: ни в одной маркируемой товарной группе маркировка к нему не привела», — сообщили в ЦРПТ.

Артем Концерев

ТАСС также приводит мнение ведущего эксперта Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Артема Концерева. Эксперт отметил, что доля контрафакта и фальсификата в растительных маслах растет. «В 2022 году она превысила 18%, увеличившись с 2020 года более чем вдвое, на тот момент она составляла 8,1%», — сказал Артем Концерев.

Георгий Остапкович

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отметил, что борьба с контрафактом с помощью маркировки — это мировая практика всех цивилизованных стран. Именно это позволяет повысить качество продукции. Впрочем, при переходе на обязательную маркировку растительного масла, считает эксперт, необходимо будет оценивать целесообразность, учитывая ситуацию в экономике.

По данным агентства «Интерфакс» , в 2022 году в РФ было выпущено почти 8,15 млн тонн растительного масла, в том числе 6,1 млн тонн пришлось на подсолнечное масло, 949 тыс. тонн — на соевое, 1,04 млн тонн — на рапсовое.