НИУ ВШЭ находилось в здании до 2017 года

Во времена НЭПа в этом доме располагалось самое модное учреждение Москвы – «Центр становления нового советского костюма». В огромных окнах-витринах стояли манекены с платьями, а показы новых моделей собирали самых разных представителей общества: членов партийной элиты, нэпманов с женами и передовиков производства.

Усадьба Раевских

До середины XVIII века улица Петровка в современных границах была застроена лишь с западной стороны. Восточная часть, ближе к реке Неглинной, практически пустовала из-за разливов реки, затоплявших Петровку. Дом №12 на Петровке, где сейчас находится Высшая школа экономики, стоит как раз на восточной ее стороне. Владение, где он был построен, появилось на карте Москвы в XVIII веке. Огромная территория по берегам Неглинки — до Рождественки в одну сторону и до Петровки в другую — принадлежала действительному камергеру графу Ивану Илларионовичу Воронцову.

Представитель одной из знатнейших фамилий России, образованнейший и богатейший человек своего времени, И.И. Воронцов владел многочисленными землями по всей стране. Выйдя в отставку при Екатерине II, он занялся обустройством и усовершенствованием своих имений. Не осталась без внимания и усадьба на Неглинке.

Сад, пруды, оранжерея и великолепный усадебный дом находились на Рождественке. Усадьба на Петровке была значительно скромнее, хотя и там был пруд — ближе к реке — и несколько каменных строений.

В 1786 году граф Воронцов умер. Его наследники расстались с владением на Петровке, и его приобрел купец Н.В. Де-Форж. В 1808 году он продал усадьбу надворной советнице М.А. Раевской. При ней усадьба пережила нашествие Наполеона и пожар 1812 года. Все постройки на Петровке сильно пострадали и требовали переделки, что и было исполнено в первой четверти XIX века.

Усадьба представляла собой великолепный образец ансамбля классицистических зданий. В настоящее время это три адреса: №№12—16 по улице Петровка. Центральный дом, находящийся в глубине двора, парадным фасадом обращен на улицу (№14). По его сторонам, выходя на красную линию улицы, расположены два флигеля (№№12, 16), некогда симметричные. Все строения были двухэтажными, но флигели значительно ниже главного дома. Единым было и оформление фасадов: здания украшали треугольные фронтоны и портики. На центральном доме портик был шестиколонным, на боковых флигелях — из четырех пилястр. В центре фасада каждого флигеля был проезд во двор. Ни одно из трех зданий не дошло до нас в первоначальном облике XIX века. Но в доме №12 сохранились подвалы этого времени с каменными сводчатыми потолками.

Раевская сдавала все помещения в наем. В правом флигеле (№12) на первом этаже размещались магазины и лавки. Здесь были магазины фарфора, живых цветов, книг, лавка мастера по изготовлению бронзовых изделий. Около трех десятилетий здесь находился швейцарский магазин купца 3-й гильдии Антона Ивановича Монигетти и его жены Шарлотты Осиповны. Некоторые торговцы снимали квартиры на втором этаже дома.

В 1841 году Раевская разделила владение на Петровке на три части и распределила между детьми. Центральный дом перешел дочери — С.С. Раевской, левый флигель — сыну, а правый — второй дочери, в замужестве Кашкаровой. Она по-прежнему сдавала флигель под магазины и лавки.

И.С. Тургенев
Фото М.А. Панова, 1867 г.

Одним из примечательных заведений в доме Кашкаровой было фотоателье Михаила Михайловича Панова. В апреле 1867 года он разместил в газетах объявление: «Поступил в продажу фотографический портрет Ивана Сергеевича Тургенева, снятый в бытность его в России в марте месяце настоящего 1867 г. Портрет этот вызвал следующее замечание И.С. Тургенева: «Из всех моих фотографических портретов художественнее и выразительнее этого я не имел». Слова эти дают фотографии смелость и некоторое право обратить внимание гг. почитателей литературного таланта Ивана Сергеевича Тургенева на то, что в фотографии имеются его портреты разных величин по следующим ценам: большой портрет на бристольской бумаге — 5 руб., средней величины — 2 руб., визитная карточка — 50 коп. Здесь же можно получить портреты и карточки других писателей, артистов и вообще известных личностей».

Михаил Панов был весьма востребованным фотографом среди писателей, художников, артистов. Его ателье посещали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, М.Н. Ермолова и др. Панова называли не просто фотографом, а художником. В 1868 году он открыл в своем ателье выставку, где представил фотографические портреты современников, созданные в стилистике мастеров западноевропейской живописи XVI—XVII веков.

К 1870 году ателье Панова переехало, но в 1872 году в доме №12 открылось другое — фотохудожника-портретиста Александра Эйхенвальда. Привезя из-за границы специальное оборудование, он стал первым московским фотографом, который начал делать съемку при электрическом освещении, что позволяло работать и по вечерам. В это время у дома был уже другой владелец.

Оборот фотокарточки, сделанной в фотоателье А. Эйхенвальда.
1876 г. photographer.ru

К 1870-м годам Кашкарова продала свой флигель Екатерине Дмитриевне Матвеевой. При ней бывший флигель окончательно перешел в статус доходного дома. В 1872 году Матвеева пригласила архитектора Александра Степановича Каминского, который надстроил дом, превратив его в трехэтажное здание.

Сохранив вид классической усадьбы, архитектор внес декор, который в настоящее время можно наблюдать лишь на третьем этаже. Его украшает равномерный ряд межоконных пилястр с капителями ионического ордера. Они переходят и на левый боковой фасад, окна которого в настоящее время заложены по требованию Генеральной прокуратуры РФ, расположенной в доме №14. На этом боковом фасаде частично можно проследить первоначальное расположение пилястр, тянувшихся со второго на третий этаж.

Под карнизом всего дома идет полоса фриза, украшенного круглыми розетками в виде лепного цветка, расположенными по центральной оси окон и пилястр. Карниз здания многопрофильный с чередой частых зубчиков.

Здание имеет в плане усложненную букву «П», верхней перекладиной выходя на улицу. В образованный внутренний двор ведет проездная арка в центре дома, сохраненная Каминским при перестройке. На чердаке дома можно увидеть первоначальную кирпичную кладку и конструкцию из поддерживающих крышу кирпичных столбов.

Фотограф Эйхенвальд со своей семьей поселился в обновленном доме. Фамилия Эйнехвальд известна и в музыкальном мире. Жена фотографа, Ида Ивановна, была профессором консерватории по классу арфы, играла в оркестре Большого театра; дочь Маргарита — певица, одна из первых исполнительниц партии Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова; сын Антон, родившийся в этом доме, был дирижером, композитором, художником. Еще один сын, также родившийся в доме на Петровке, Николай, стал архитектором модерна. Старший сын Александр —  физик, автор работ по электричеству, оптике, акустике.

Страница из сочинений М.П. Мусоргского
Издательство «В. Бессель и К°». 1916 г.

Дом на Петровке был известен всем музыкантам Москвы по еще одной причине — до 1917 года здесь находился нотный магазин российского музыкального издателя Василия Васильевича Бесселя. В Петербурге он открыл свою нотопечатню, где издавал «Музыкальный листок», «Музыкальное обозрение», выпускал сочинения Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна и др. В Москве у Бесселя было два магазина, в том числе и на Петровке, 12.

В 1870-е — 1900-е годы в доме Матвеевой было множество различных заведений: аптека и парфюмерия Гетлинга, магазин книг Набатова, скорняжная мастерская Данилова. Здесь размещалась агрономическая контора Петра Васильевича Верещагина (однофамилец, но не родственник художника В.В. Верещагина). Петру Васильевичу принадлежит заслуга создания Товарищества из землевладельцев для освоения Западного Кавказа, во многом благодаря которому произошло развитие сочинского курорта.

Еще одной примечательной чертой дома №12 на Петровке было обилие модных магазинов одежды: мужских шляп Ляпунова, дамских нарядов Воробьевой, модных товаров Смирнова, ателье мужского платья Смита. Эта черта будет присуща дому и в 1920-е годы.

Популярность места потребовала от владелицы Матвеевой новых вложений и переделки здания. В 1912—1913 годах дом был вновь перестроен по проекту архитектора Вячеслава Константиновича Олтаржевского. К этому времени у него уже был опыт строительства Голофтеевского пассажа (не сохранился, в настоящее время на его месте расположено здание ЦУМа). Здесь перед архитектором стояла задача превратить сравнительно небольшое здание в максимально удобные помещения для роскошных магазинов на одной из самых торговых улиц Москвы. Он совершенно изменил характер отделки первых двух этажей. Пожертвовав декором, Олтаржевский растесал окна этих этажей, превратив их в огромные витрины.

В 1915 году во время Первой мировой войны эти витрины сильно пострадали. В Москве банды черносотенцев из якобы патриотических чувств громили магазины и конторы немецких фирм. Нотный магазин Бесселя на Петровке также подвергся разгрому. Через два года дом совершенно сменил владельцев и постояльцев.

«Ателье мод»

Страница из журнала мод «Ателье»
1923 г. Эскиз Веры Мухиной. lobgott.livejournal.com

Возрождением прежнего статуса дома на Петровке как модного магазина можно считать 1923 год. Шелковые платья, шляпки, туфельки — не слишком востребованный товар в годы гражданской войны и всеобщей разрухи. Но к 1923 году в Москве уже вовсю правил НЭП, а с новыми, современными моделями женской одежды было по-прежнему плохо. Качественные изменения в мире моды произвела юная Ольга Сеничева. Ей было всего шестнадцать лет, когда она предложила свои услуги по созданию ателье модной одежды в условиях нового советского времени руководителю московской швейной промышленности. Сеничева получила не только разрешение на открытие «Центра по становлению нового советского костюма», переименованного затем в «Ателье мод», но и кредит на полтора года, конфискованные ткани и здание на Петровке.

В доме №12 начались переделки. Первым делом был обустроен великолепный демонстрационный зал с колоннами и пальмами в кадках. Мебель обили дорогими тканями, которые были выданы на шитье нарядов, но за долгое время хранения в сырых помещениях оказались негодными для шитья. В огромных окнах-витринах появились манекены с платьями.

Показы новых моделей и вся продукция ателье привлекала и вызывала восхищение самых разных представителей общества: членов партийной элиты, нэпманов с женами, передовиков производства. Неоднократно здесь был замечен А.В. Луначарский. Манекенщицами часто выступали артистки московских театров. Эскизы великолепных платьев, дополненных различными аксессуарами, выполняли замечательные художники: А. Экстер, Е. Прибыльская. В. Мухина. В тяжелые годы невостребованности они нашли применение в индустрии моды. Художественным руководителем ателье была непревзойденная Надежда Ламанова — одна из самых известных модельеров еще дореволюционного времени. Ее наряды ценили и носили первейшие красавицы, театральные актрисы. Она работала художником по костюмам в молодом советском кинематографе. В 1925 году модели Н. Ламановой и В. Мухиной были представлены на Всемирной выставке в Париже, где были высоко оценены лучшими специалистами сферы моды и получили Гран при.

Кадр из фильма «Ваша знакомая» Л. Кулешова, 1927 г. Витрина «Ателье мод», ул. Петровка, д. 12

Ателье мод на Петровке стало инициатором выпуска первого в советской России иллюстрированного журнала мод под названием «Ателье». В предваряющей первый номер журнала статье было сказано: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры, есть главная цель издаваемого нами журнала». В нем были представлены лучшие модели, эскизы ведущих художников, статьи о театре, спорте, книгах, танце, вышивке, тканях и т.д. Авторами выступили В. Мухина, М. Кузьмин, Н. Евреинов, М. Шагинян, В. Пяст и др. Журнал мод «Ателье» стал уникальным явлением того времени.

Ателье мод на Петровке продержалось как вершина художественного вкуса в моде до 1925 года, когда сместили директора Ольгу Сенчину и разогнали основной состав художников. Как обычное номенклатурное ателье оно еще долго существовало в этом доме.

Улица Петровка. Слева – дом №12, далее – Петровский пассаж
Фото 1981 г. neglinka-msk.livejournal.com

Последним владельцем здания, которого сменила Высшая школа экономики, был ВНИИС — Внешнеэкономических связей ВНИИ при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Каждый новый владелец здания менял интерьер. В настоящее время от первоначального плана архитекторов XIX века осталось лишь расположение трех лестниц в каждой из трех частей дома, в плане похожего на букву «П». На центральной лестнице сохранились крепежи коврового покрытия, применяемого, очевидно, во времена ВНИИС.

Тогда же возле центральной лестницы был установлен лифт. Сейчас это лифт-призрак. Он не используется, но и его подъемная система, и кабина находятся в сохранности. Мотор помещается в чердачном этаже, а кабина заключена в колонну в центре лестничного пролета.

В настоящее время в доме бывшей усадьбы Воронцовых—Раевских на древней московской улице Петровке студенты НИУ ВШЭ изучают историю и проводят гуманитарные исследования.

 

Здание находилось в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2011 до 2017 года.
 

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».