У дома № 12 по Малой Пионерской улице сложная история. Жители окрестностей и даже некоторые сотрудники университета уверены, что раньше здесь была женская тюрьма. Это неправда. До революции на этом месте стояла фабрика купцов Оловянишниковых, производившая дорогую церковную утварь. В 20-х годах уже в новый дом по этому адресу переехал оптико-механический завод «Геодезия». Здесь был изготовлен первый советский образец фотоаппарата типа «Лейка» с условным названием «ФАГ», который должен был стать лучшим в мире. Но, по всей видимости, так им и не стал.
Фирма Оловянишниковых
Дом № 12 стоит на месте пяти владений, которые начинались от угла Стремянного переулка и шли вдоль улицы. Они состояли из деревянных одноэтажных домов, каменных служб и одной мясной лавки. Угловым участком долгое время владели Зарубины. Последней его хозяйкой вплоть до 1925 года была Мария Матвеевна, в замужестве Иконникова. В следующем по улице владении в середине XIX века жил тульский оружейник Василий Васильевич Лисицын, а до революции — каширский мещанин Петр Антонович Иванов.
Еще дальше по улице находились владения Оловянишниковых. Здесь на М. Дворянской (ныне М. Пионерской) улице к середине XIX века им принадлежало три владения, состоящих из небольших деревянных домов. Древний купеческий род Оловянишниковых происходит из Ярославля, где с 1736 года они были владельцами колокололитейного завода — одного из крупнейших и известнейших в этой области производств в России. В 1848 году Оловянишниковы открыли еще и фабрику церковной утвари в Москве на М. Дворянской улице. В конце века их хозяином был Иван Порфирьевич Оловянишников. У него было много сыновей, и семья организовала товарищество на паях. После смерти Ивана Порфирьевича в 1898 году в состав правления товарищества в разное время входили Иван Иванович, Порфирий Иванович, Владимир Иванович, Виктор Иванович, Георгий Иванович, Николай Иванович Оловянишниковы, а председателем правления была выбрана их мать — Евпраксия Георгиевна, урожденная Горшкова. Владения на М. Дворянской официально принадлежали ей и товариществу.
В начале XX века фирма Оловянишниковых была второй по величине среди московских предприятий, производящих церковную утварь. «Поставщик Двора Его Императорского Величества» — так было написано в их рекламе. Оловянишниковы делали художественные предметы всех стилей — от первых веков христианства до XX века. Они исполняли изделия из золота, серебра, бронзы, железа и других металлов. Дерево и мрамор с художественной резьбой также были в их арсенале. На фабрике производились все предметы, любого размера и практически из любого материала, какие только могли быть востребованы для церковных нужд.
Оловянишниковы постоянно находились в поисках мастеров и особенно художников. Они устроили конкурс среди студентов Строгановского училища, где их внимание привлекли работы Сергея Ивановича Вашкова. И еще до окончания учебы молодой художник, последователь В.М. Васнецова, стал заведующим художественным отделом на фабрике Оловянишниковых. Благодаря его таланту начало XX века стало для фабрики временем расцвета. Производимые здесь изделия достигли того высочайшего художественного уровня, который оценили многочисленные именитые заказчики: императрица Александра Федоровна, великая княгиня Мария Павловна, болгарский царь Фердинанд, митрополиты, патриархи и т.д.
Фабрике не хватало места. В 1912 году Оловянишниковы подали прошение о строительстве нового кирпичного здания, которое должно было разместиться на всех трех владениях. Архитектором был приглашен Леонид Васильевич Стеженский, много строивший по заказу церквей и церковных общин. Новая фабрика Оловянишниковых, четырехэтажное здание, которое и сейчас входит в состав дома № 12, построена в 1915 году. Но это была лишь часть задуманного, остальное построить не удалось.
Фасад здания решен довольно просто: межоконные вертикальные лопатки с небольшим декоративным элементом наверху и изящные надоконные дуги. На первом и последнем этажах они утяжелены имитацией замкового камня.
Но внутренние членения дома невероятно сложны. Не все можно разнести по времени, но большая часть запутанных лесенок и коридоров, подъемов и спусков относится к 1915 году.
Во внутреннем дворе дома есть примечательное здание, относящееся к владениям Оловянишниковых, а сейчас используемое НИУ ВШЭ как хозяйственное помещение. Оно сильно обветшало, но все же сохранило остатки кирпичного декора.
Внутри пространство разделено мощными столбами, потолок со сводами Монье, широко применявшимися в конце XIX — начале XX века в строительстве. Эта конструкция была придумана и внедрена французским садовником Монье. Она состоит из параллельных лучковых железобетонных сводов, сквозь которые пропущены стержни арматуры.
В 1918 году все фабрики подобного профиля были закрыты и национализированы. Фабрика Оловянишниковых тоже прекратила свое существование.
Заводы и фабрики на М. Пионерской
В 1922 году бывшую фабрику по производству церковной утвари заняло отделение Всероссийского товарищества Образцово-производственной ассоциации допризывников — ВТОПАС. Эту организацию создал революционер Н. Подвойский, который считал, что подготовке молодежи к призыву нужно уделять особое внимание. На первом месте был, конечно, спорт: организация имела даже свой футбольный клуб. ВТОПАС занимался строительством спортивных учреждений и изготовлением спортивного инвентаря. Одна такая фабрика и разместилась в доме на М. Пионерской.
В 1926 году ВТОПАС ликвидировали, и в дом переехал оптико-механический завод «Геодезия». История создания специализированного производства геодезических инструментов в России начинается в 1811 году, когда в Санкт-Петербурге были организованы соответствующие мастерские при Военно-топографическом депо. После революции они, уже в качестве фабрики, были переведены в Ташкент, а затем в Москву, став полноправным заводом.
В 1934 году здесь, на М. Пионерской, был изготовлен первый советский образец фотоаппарата типа «Лейка» с условным названием «Фотографический аппарат «Геодезия», или сокращенно ФАГ. По этому поводу журнал «Советское фото» писал: «Испытание советского фотоаппарата, работающего на кинопленке, прошло блестяще. Компактная миниатюрная камера по типу «Лейки», выпущенная заводом «Геодезия» в Москве, своими качествами получила право на серийное производство.
…Советская камера должна быть лучшей в мире. Изобретательская мысль работников «Геодезии» разрабатывает вопрос совмещения видоискателя и дальномера в одно смотровое окно, что даст предельную быстроту наводки на резкость и съемки… К концу 1934 г. завод «Геодезия» закончит сборку первых 300 аппаратов и запускает в производство новые 1500. Усилиями рабочих и ИТР «Геодезии» и фотообщественности создается фотокамера из советских материалов, необходимая для журналиста и рабкора, туриста и научного работника, командира и педагога».
В том же 1934 году участок от пересечения со Стремянным переулком до фабричного корпуса Оловянишниковых был расчищен, и началось возведение дома № 12. Предположительно, авторами постройки являются архитектор М.И. Безсмертный и инженер Я.И. Аксенов. Строительство было завершено 1 февраля 1938 года.
Центром композиции является закругленный угол, расположенный на стыке двух улиц — М. Пионерской и Стремянного переулка. Он возвышается над основным объемом на два этажа, превращаясь в подобие замковой башни. От угла симметрично по двум улицам расходятся крылья. По улице М. Пионерская крыло дома стыкуется со зданием бывшей фабрики Оловянишниковых.
Оформление фасадов еще более сдержанно, чем у бывшей фабрики. Угловая часть украшена вертикальными лопатками. По всей высоте пары окон скругленного фасада значительно больше всех остальных и имеют почти квадратную форму. Несмотря на скупость декора именно этот угол из восьми этажей, скрепляющий две улицы, является наиболее примечательной частью здания и доминантой нескольких улиц.
Интерьер дома менялся с каждой сменой владельцев, так же как и дополнения во внутреннем дворе. Скорее всего, к более поздним владельцам относится переход во внутренние строения. Он тоже возводился по частям, о чем говорит кирпичный фриз над первым уровнем, некогда завершавшим переход.
На дворовых фасадах можно проследить много разновременных изменений, местами наслаивающихся, местами почти утраченных или сохранившихся частично.
В результате многочисленных перестроек и достроек в настоящее время план каждого этажа здания отличается от других. В определенные части дома можно попасть только по определенным лестницам, так же как и на некоторые этажи. Неудивительно, что в этих лабиринтах появился миф о существовавшей здесь женской тюрьме.
В 1940 году завод «Геодезия» был переименован в Союзный государственный завод № 356 2-го Главного управления Наркомата вооружений СССР и стал иметь оборонное значение. Возможно, именно тогда над зданием была построена вышка, характерная для тюремных сооружений, но также необходимая и для подобных закрытых предприятий. Существует и еще одна неподтвержденная версия, что вышка строилась как специализированная лаборатория, требовавшая много света.
С началом Великой Отечественной войны в августе 1941 года завод № 356 был эвакуирован в Свердловск. Сразу после этого дом на М. Пионерской был передан другому заводу — № 398, который занимался производством боеприпасов, точнее, трубок взрывателей для снарядов. И это еще один владелец, который мог надстроить вышку над стратегически важным объектом.
Московский завод боеприпасов находился в ведении Народного комиссариата боеприпасов, которым руководил в то время Борис Львович Ванников, один из создателей атомного проекта СССР, а также нового института, который должен был готовить специалистов, способных совершенствовать и создавать новые виды техники, в том числе и в атомной отрасли. Институт был образован на базе завода боеприпасов № 398 и получил название «Московский механический институт боеприпасов (ММИБ)», позднее — «Московский механический институт (ММИ)», а после войны, в 1953 году, — «Московский инженерно-физический институт (МИФИ)». В ММИБ было три факультета: конструкторский, трубки-взрыватели и технологический. Основным зданием нового института стал дом № 21 на Мясницкой улице, здание на М. Пионерской было передано институту в 1944 году. Сюда же была переведена библиотека вуза, сформированная из дара библиотеки Наркомата боеприпасов и Полиграфического института.
Скорее всего, ко времени пребывания здесь МИФИ относится постройка небольшой мансарды над правым крылом нового здания. Этот светлый объем с характерным скошенным потолком еще более усложняет и без того запутанные коридоры и переходы здания.
К 1940-1950-м годам можно отнести и оформление кабинетов новой части здания стенами из стеклоблоков, которые выходят в коридоры, создавая специфическое пространство.
В 1963 году МИФИ получил новые обширные площади на Каширском шоссе, и здание на М. Пионерской вновь сменило вывеску.
В 1962 году на базе Вечернего машиностроительного института был создан Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ). Основное его здание находилось в Большом Вузовском (см. Б. Трехсвятительский пер., д. 3) переулке, а здесь, на М. Пионерской, было его дополнительное здание. С 1993 года институт стал называться «Московский государственный институт электроники и математики», сохранив прежнюю аббревиатуру.
От МИЭМа сохранилось и несколько кабинетов с характерными для 1960-х годов панелями из ДСП.
Много судеб сплелось в этом доме, много было на этом месте взлетов и падений, открытий и творческих удач. Но история дома не закончена. Он ждет еще своих исследователей.
Большая благодарность краеведу, специалисту по истории Москвы А.А. Фролову за помощь в установлении времени постройки и автора дома № 12 по М. Пионерской улице.
Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2012 года.
Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».