Местность, где находится этот дом, имела несколько названий. Самое древнее из них — Кулишки. Выражение у «черта на куличках» хоть и не связано с этим местом, очень ему подходит. По преданию, здесь водились черти, которые стонали по ночам и иногда нападали на старушек. А строил дом невероятно модный и востребованный в тот период архитектор Николай Жерихов. Он был признанным мастером модерна, автором роскошных доходных домов на центральных улицах Москвы.
Предыстория
Этимология слова "кулишки" до конца неизвестна, но наиболее распространенное толкование — лужок на заливе, вырубленная поляна. Здесь действительно был Васильевский луг, раскинувшийся в поймах Москвы-реки, Яузы и Рачки. Последняя протекала по улице Солянка, а ныне заключена в трубу.
После победы Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году название Кулишки стало известно всему Московскому княжеству. В честь победы и в память о погибших воинах Дмитрий Донской велел заложить здесь большой деревянный храм Всех Святых, получивший, по тогдашнему обычаю, адресную приписку — на Кулишках. У стен церкви были торжественно захоронены останки русских воинов, принесенные с Куликова поля. Церковь Всех Святых на Кулишках стала первым храмом — памятником русскому воинству. В 1488 году деревянный храм был перестроен в камне. Во время боев с интервентами в 1612 году храм, находящийся на стратегических подступах к Кремлю, сильно пострадал, и в 1687-1689 годах был построен практически заново, тогда же возвели колокольню. Здание конца XVII века с четырехъярусной колокольней сохранилось до нашего времени.
Владения церкви, в том числе и территория нынешнего дома № 4, простирались на юг и восток от здания храма. В течение нескольких веков здесь то появлялись, то исчезали небольшие деревянные постройки и каменные дома, но место, занимаемое сейчас домом № 4, по крайней мере до середины XIX века оставалось пустым.
Этому способствовали и многочисленные пожары. Только в середине XVIII века их было несколько, и настолько сильных, что в летописи оставили запись: «…при тоя церкви Всех Святых приходские дворы все погорели без остатку». Пожар 1812 года еще раз опустошил Кулишки, пострадала и сама церковь. Восстановление проходило медленно, и церковь с ее владениями была приписана к соседнему храму Кира и Иоанна, находившемуся на улице Солянка (не сохранился).
Храм Всех Святых на Кулишках был отстроен к 1829 году, но его бывшие земли вернулись к нему только в 1845 году. Время восстановления храма почти совпадает со временем появления нового названия местности. В 1819 году началась расчистка будущей площади от ненужных строений и военных укреплений былых времен. К 1823 году Москва получила новую площадь, названную по близлежащим Варварским воротам Варварской. Во владениях церкви появился переулок, вернее, Солянский тупик, существующий и сейчас. Наш дом № 4 фактически стоит в этом тупике, а не на площади.
Как видно из плана Москвы 1852 года, составленного Хотевым, в середине XIX века по правой стороне Солянского тупика появились различные строения, по большей части деревянные. К концу века ситуация не изменилась.
На рубеже XIX-XX веков привычный вид местности стал постепенно меняться. Церковь продала часть своих владений, и практически на месте нынешнего дома № 4 появился четырехэтажный дом фасадом на улицу Солянка. По неизвестным причинам просуществовал он недолго. Остальную территорию за церковью занимал сад.
Дом на Кулишках
Наступление XX века ознаменовалось для древних Кулишек временем больших строек. В начале 1900-х годов некая Колчина (предположительно) приобрела участок рядом с церковью Всех Святых на Кулишках и начала строительство самого большого на тот момент доходного дома в бывших владениях церкви.
Архитектором дома был приглашен невероятно модный и востребованный в тот период Николай Иванович Жерихов. В 1902 году он успешно осуществил свой первый архитектурный проект — доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке и с этих пор до самой смерти в 1916 году был признанным мастером модерна, строившим роскошные доходные дома на центральных улицах Москвы. Всего за 14 лет активной работы Жерихов построил 46 домов, основными заказчиками которых были состоятельные купцы.
Доходный дом в Солянском тупике должен был быть внушительных размеров, выбор известного архитектора модерна предполагал различные изыски, но средств, судя по всему, у заказчицы было недостаточно. Получив заказ на дом Колчиной, Жерихов столкнулся с непростой задачей совместить желаемое с реальными возможностями. Архитектору это удалось. Строительство было закончено в 1909 году.
Массивное Г-образное здание выходит на площадь торцевой стеной, практически лишенной окон и резко контрастирующей с парадным фасадом, также видным с площади. В целом оформление дома весьма сдержанно и строго, но черты модерна присутствуют и в этом творении Жерихова. Архитектор применил свой излюбленный прием, сделав слегка выступающие ризалиты, равномерно распределенные по фасадам. Они служат основным архитектурным украшением. Дополнением к ним является разнообразный декор окон.
Выделяется главный фасад, где расположен вход в здание: окна на плоскости стены и окна ризалитов отличаются по ширине и членениям. Жерихов, обильно украшавший свои здания лепниной и скульптурой (например, дом на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков или дом Вильнера на Старой Басманной), в доме Колчиной позволил себе лишь небольшую скульптурную шутку. На широком трехчастном окне четвертого этажа появляются две одинаковые маски мифологического персонажа, напоминающего бородатого Лешего.
Когда Жерихов работал над интерьерами здания, очевидно, у него было больше возможностей реализовать свои пристрастия к стилю модерн. Дом строился как жилой, никаких магазинов и контор в нем не предполагалось, поэтому из просторного парадного входа на первом этаже можно было сразу попасть в квартиры. Вход в них был оформлен арками, над каждой из которых в лепном медальоне находился лепной же номер квартиры. Один из них, с цифрой 3, сохранился до наших дней.
Далее через арочный проход можно было пройти к парадной лестнице. Эта часть интерьерной архитектуры сохранилась лучше всего.
Широкая винтовая лестница из каррарского мрамора, плавно скругляясь на поворотах за счет ступеней треугольной формы, ведет на пятый этаж.
Но самой характерной и привлекательной деталью интерьера в стиле модерн является чугунная решетка лестницы. Она полностью сохранилась. Четкий графический рисунок решетки достаточно строг и вместе с тем очень изящен и легок. Композиционно решетка построена из секций с ритмичным повтором прямых вертикальных элементов, скрепленных в верхней части красиво изогнутой, обращенной вниз дугой. Решетка, уходя вверх, плавно повторяет все изгибы винтовой лестницы и вместе с мраморными ступенями составляет великолепный архитектурный ансамбль.
Дом на площади Ногина
Поселившиеся в новом доме жильцы вряд ли были довольны. Через два года под их окнами началось бурное строительство. На площади, справа от церкви Всех Святых на Кулишках, возвели огромное здание Делового двора, а в нескольких метрах от дома № 4 — здание гостиницы. Купцы, приезжавшие по торговым делам в Деловой двор и селившиеся в гостинице, далеко не всегда вели себя тихо и пристойно.
Прошло не так много лет, изменилась страна, сменились жильцы обоих домов, изменилось и название площади. В 1924 году она была переименована в площадь Ногина в честь заместителя народного комиссара труда В.П. Ногина. Но адрес дома оставался прежним — Солянский тупик, д. 3. Церковь была закрыта в 1930 году, а ее здание передано в ведомство НКВД.
Квартиры в доме стали коммунальными. По данным mos.memo.ru, трое из жильцов дома разделили судьбу миллионов — были арестованы и расстреляны.
В послевоенное время дом перестал быть жилым. Здесь разместились Госплан РСФСР и Госкомцен РСФСР. Соседнее здание бывшей гостиницы заняло Министерство труда. Для удобства сообщения между домами в 1970-х годах был построен переход на уровне второго этажа, внизу оформленный проездными арками. Сейчас за ненадобностью переход закрыт. Предшественником НИУ ВШЭ до 1995 года был Центр информационных и социальных технологий Минэкономразвития РФ.
В 1991 году в сквере на площади Ногина был поставлен памятник славянским просветителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, и площадь получила новое название — Славянская. Сменился и адрес дома: Славянская пл., д. 4, стр. 2. В том же году возобновились богослужения в церкви Всех Святых на Кулишках. Перед церковью установили крест новомученикам, расстрелянным здесь в 1930-е годы. Их останки были обнаружены при реставрации храма.
«У черта на куличках»
Произнося слово «Кулишки», невозможно не вспомнить выражение «у черта на куличках». Оно, как ни странно, подходит и к данной конкретной местности — бывшим владениям церкви. Как гласит предание и народная молва, черти здесь водились.
Впервые они дали о себе знать в 1660 году. Церковные сторожа по ночам слышали стоны, гудение, видели яркий свет неизвестного происхождения («дьявольское свечение»), летающие и падающие предметы — одним словом, настоящую бесовщину. Когда эти явления стали происходить и днем во время богослужений, священники церкви прибегли к длительным и упорным молитвам. Черти поутихли. Но через несколько лет, в 1666 году, на соседней улице Солянке, в двух шагах от нынешнего дома № 4, начали твориться гораздо худшие безобразия.
Почти на пересечении с Солянским проездом в XVII веке стояла женская богадельня. Опять же по ночам сначала негромко, но со временем все сильнее в богадельне стали раздаваться стоны и крики, случались даже нападения на старушек. О дьявольских проделках узнал царь Алексей Михайлович. Проверив слухи, он был вынужден им поверить и послать на битву с чертями иеромонаха Иллариона из Флорищевой пустыни. Пять недель понадобилось Иллариону для того, чтобы изгнать бесов. Мир был восстановлен.
В архиве Музея им. Щусева хранится проект реконструкции площади второй половины 1920-х годов, по которому через площадь, практически по апсидной части церкви и далее на набережную должна была пройти эстакада. Дом № 4 по этому проекту подлежал сносу. Но беда вновь миновала.
А колокольня церкви Всех Святых на Кулишках — это московская «пизанская башня». Со временем она довольно заметно отклонилась от вертикали.
Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 1995 года.
Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».