«Достижения в науке». Лауреаты 2011. Петровский Вадим Артурович
Кем выдвигается: Кафедрой психологии личности (кандидатура поддержана ученым советом факультета психологии) Выдвигается за достижения в науке Вадим Артурович Петровский – выдающийся специалист в области психологии личности. Значительное число научных трудов, монографий, получивших широкое признание в психологическом сообществе России. Число подготовленных докторов наук и кандидатов наук всего – 26. Монографии и книги в соавторстве:
Совместно с В.Г. Грязевой, В.А.Петровским была разработана концепция творческой одаренности, как формы проявления активной неадаптивности, и - экологии творчества, как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов (Одаренные дети: экология творчества /в соавт./, Челябинск-Москва, 1993). Третье направление исследований В.А.Петровского – теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским была разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии, в общей сложности 27 категорий – биоцентрированные, базисные, метапсихологические, социоцентрированные категории (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский «Теоретическая психология», М., 2001 ). П. автор более 150 научных работ, в том числе шестнадцати монографий. Такие как «Личностно-развивающее взаимодействие» (в соавт.), Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор). М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 выдержали несколько переизданий. В.А.Петровский руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с Природой, Культурой, Другими людьми, Самим собой. В. А. Петровский – эксперт в области трансактного анализа, автор математических моделей принятия решения (грант РФФИ, 2004), руководитель научных работ молодых ученых (грант Президента России, 2003г.), автор теоретических и экспериментальных разработок, реализуемых в практике персонального консультирования, создатель проекта общей персонологии, объединяющей академическую и практическую «ветви» психологии личности (2003 г.). Общая персонология есть мета-теория по отношению к теоретико-экспериментальным исследованиям, центрированным на личности, а также фактам и наблюдениям из области многоплановой психологической практики развития и поддержки личности. «Общая персонология» - психологическая теория личности, выступающая со стороны эффектов своего воздействия на личность. Теория и практика — лицом к лицу. В.А.Петровским в рамках проекта «Общей персонологии» подготовлен методический комплекс: хрестоматия и электронный учебник «Основы практической консультативной психологии» (2007 г.), отрабатывающий модели и стандарты подготовки психологов - консультантов, с целью создания образовательного стандарта при введении новой специальности «консультативная психология». Практико-ориентированной дисциплины содержащей специальное знание о принципах, методах и способах консультативной деятельности психолога, интегрирующей многообразие американских и западноевропейских методов консультирования. Предметом консультативной психологии являются межличностные взаимоотношения, взаимодействия и взаимовлияния в процессе консультирования и, вместе с тем, его (консультирования) отсроченными эффекты. Личность терапевта, личность клиента, все происходящее «между» ними, непосредственные и отдаленные последствия их интеракций - образуют равноправные и самоценные «фокусы» исследовательского интереса психолога. По авторской программе В.А. Петровского с 2005 по 2010 осуществляется профессиональная переподготовка психологов с целью создания интегративной модели подготовки консультантов. За эти годы В.А. Петровским разработан категориальный аппарат консультативной психологии, обеспечивающий методологическую базу для разработки новой психологической дисциплины. При финансовой поддержке научного фонда ГУ-ВШЭ В.А.Петровским разработана логико-психологическая и логико-математическая модель человека в мире, где рассматриваются четыре значения термина «модель» применительно к задачам психологического познания: описательные (дескриптивные) модели; прогностические модели; объяснительные (интерпретативные) модели; трансформационные модели. Модели имеют логико-математическую форму. Акцент делается на дескриптивных моделях, описывающих взаимосвязь категорий персонологии, имеющих «общую точку» в «я». Автор опирается при этом на логический механизм «рефлексивной дедукции», связывающий базовые категории психологического знания: индивид → субъект → «я» → личность → индивидуальность. В.А. Петровский разрабатывает особое направление математической психологии, включающей в себя не только математическое моделирование психических явлений и процессов, но и то, что автор называет «психологическим моделированием» математических объектов и отношений, извлекая их «психологический смысл» (2009). Логико-психологические и логико-математические модели, созданные автором, образуют фундамент "персонологического поворота", составляющего альтернативу сегодняшнему положению дел в психологии, где сосуществуют фундаментальная психологии "за вычетом" консультативной практики и психологическая практика за вычетом теории. |