Мустакимова Эльмира Гаязовна, факультет гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ПТЕНЕЦ»
4-й курс бакалавриата, программа "Фундаментальная и компьютерная лингвистика"
Я знаком с Элей уже почти 4 года, успев за это время поработать с ней в разных качествах. Эля была студентом на моих курсах программирования и других компьютерных и математических дисциплинах, работала со мной в нескольких компьютерно-лингвистических проектах, занималась языком идиш в рамках моего НУГа (при этом официально -- и крайне успешно - участвуя в другом НУГе), писала у меня курсовые, работала моим учебным ассистентом, организовывала мероприятия -- как научные семинары, так и встречи для отдыха на катке или в антикафе, в которых принимали участие и студенты, и преподаватели. Она не только превосходно делает всё, за что возьмётся, но и воодушевляет всех вокруг своей энергией и целеустремлённостью. Когда кто-нибудь в Школе лингвистики набирает участников для нового проекта, Эля - всегда первый человек, который приходит на ум. Элины академические успехи несомненны. Из года в год она занимает первые строчки рейтинга; на моих курсах она, пожалуй, один из лучших студентов, с которыми я когда-либо имел дело. Эля быстро схватывает новый материал, но никогда не останавливается на достигнутом, изучая самостоятельно вещи, выходящие за рамки обязательной программы, и побуждая к этому других.
Эля имеет несколько публикаций и много раз выступлала на конференциях, как российских («Корпусные технологии и компьютерные лингвистические ресурсы в современной гуманитарной науке», Нижний Новгород, 2014; «Бестиарный код культуры», РГГУ, 2014; «Диалог», РГГУ, 2015; Третья конференцию по общему, скандинавскому и славянскому языкознанию для студентов и аспирантов, ИЯз РАН, 2015; Студенческая конференция Школы Лингвистики НИУ ВШЭ и ИИЯ МГПУ, Москва, 2015), так и международных (6th International conference on Meaning-Text theory, Прага, 2013; Семинар по когнитивной семантике и лексической типологии, Хельсинки, 2014; «Corpus Linguistics 2015», Ланкастер, 2015; Международная конференция молодых филологов, Тарту, 2015). Эля участвовала в двух летних школах, организованных нашим отделением: «Введение в современную нейролингвистику» (2014) и «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (2015), а также в летней школе языка идиш в Брюсселе (2014). Последнюю Эля посетила после того, как более полугода изучала идиш на семинарах посвящённой этому языку научно-учебной группы, хотя официально в неё не входила. Эля участвовала и участвует в нескольких проектах нашей школы, требующих как сильных программистских навыков, так и хорошей теоретико-лингвистической подготовки.
В рамках НУГа «Лексическая типология» она подготовила уже опубликованные исследования о глаголах звуков животных в татарском и индонезийском языках. Эля является членом Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям и в этом качестве руководит программистской частью работы по созданию Корпуса русских учебных текстов. Впечатляют Элины организаторские способности. В какой бы деятельности Эля ни участвовала, она не только сама успевает всё сделать вовремя, но и мотивирует остальных и организует работу всей группы оптимальным образом.
Многие начинания исходят от неё самой: например, в 2014 году она с группой других студентов организовала студенческий семинар. Наконец, кроме всех перечисленных выше талантов и «деловых» качеств, Эля обладает и потрясающими личными качествами. Эля -- открытый, активный человек с хорошим чувством юмора, с ней интересно поговорить на любую тему, от особенностей алгоритмов снятия омонимии до настольных игр.
Я уверен, что она как нельзя лучше подходит для награждения премией «Серебряный птенец».
Комментарии:
И, конечно, колоссальная удача для меня - это Элино участие в НУГе по лексической типологии: с Элей судьба проекта точно в надежных руках. Она не только написала три статьи по нашей теме, но и совершенно по собственной инициативе разработала новый формат Базы данных для структурирования и наглядной визуализации лексико-типологического материала - и этот формат уже вышел за рамки конкретного исследования и стал прототипом для последующих работ в этой области. А когда я предложила некоторые дополнительные функции, которые, как мне казалось, могли бы еще улучшить эту базу, выяснилось, что Эля уже давно всё это предусмотрела и реализовала в своей программе. Показательна была при этом ее реакция: она не ответила заносчиво: "Конечно, такая функция у меня уже есть", - а скромно предложила: "Давайте попробуем", - и немедленно выдала результат. В этом - вся Эля.
Это лишь один из многих эпизодов, подтверждающих, что Эля умеет использовать всё, что она осваивает. И всё, что она осваивает, от этого хоть что-нибудь (и заметное!) получает.
А, да, вот это кажется не писал - рассказываю сюжет на семинаре, говорю, мол, вот такая интерпретация у меня есть, но данных недостаточно, проверю с экспертами и расскажу. Эля: М.А., вы это нам уже в прошлом году рассказывали на другом семинаре, и тогда тоже сказали что проверите и расскажете... Ох, чуть не провалился! Как прикажете таких учить? Ну что за студент помнит, что ему говорили год назад?! Горе мое.
Мы с ней также учимся вместе, и Эля -- образец того, как выполнять учебные задания легко, непринужденно и креативно!
Лиза Кузьменко