Старт МАГОЛЕГО 2020/2021
23 ноября 2020 года стартует запись на МАГОЛЕГО для первокурсников магистратуры — общего набора дисциплин, обязательных для выбора студентами всех образовательных программ. 122 дисциплины, среди них “Технологический маркетинг”, автором которого является Анна Солодихина, старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Поговорили с ней о пользе этой программы для развития экономики в целом и для студентов в частности.
С чем связано создание этого курса?
Мир идет к тому, что для развития экономики требуются инноваторы, и в будущем инноватором должен стать каждый. В основе инновации — изобретательство, которому обучают на технических направлениях подготовки, но даже несмотря на рост изобретательской активности в России, ее уровень ниже, чем в других странах (в 3-4 раза по сравнению с Германией и США, в 18 раз — Японией).
Для внедрения новаций требуется человек, понимающий рынок, имеющий предпринимательские компетенции и знающий маркетинг, но по статистике не более 2-5% российских патентов реализуется в экономической деятельности, а 9 из 10 технологических стартапов не выживают на начальных этапах реализации проекта.
Появляется противоречие: с одной стороны государству и обществу требуются инновации, с другой стороны Россия стабильно находится в районе 46 места в глобальном инновационном индексе.
Как пришла идея создать именно такой курс?
Свое первое образование я получила в МГТУ имени Баумана на кафедре “Подводные роботы и аппараты”. Учась в университете, работала в учебно-научном молодежном центре “Гидронавтика”, где силами энтузиастов, а нередко и средствами, создаются подводные роботы для участия в соревнованиях международного класса. В силу моей общительности и любви к участию во всевозможных конференциях, фестивалях, выставках и конкурсах, познакомилась с огромным количеством технических коллективов, изобретающих сложные новации на высоком уровне. Но есть одно “но”. Про них практически никто не знает, постоянно есть финансовые трудности и недостаточное количество средств даже на разработку, случаются разлады в команде. Проблема не в инженерах, они умеют создавать новации, а вот инновации — нет. Ведь между первым и вторым, как оказалось, целая пропасть. Практически невозможно коммерциализировать устройство, которое не нужно рынку, даже если оно выполнено качественно и с использованием всех достижений науки и техники. Об этом и курс — как не сработать вхолостую, минимизировать риски и вывести на рынок высокотехнологичный продукт.
Что в нем особенного?
Данный курс отличается методологиями обучения, каждое занятие построено на интерактивных методах взаимодействия, и материал усваивается эффективнее (проводились экспериментальные работы с фокус-группами, данные исследования будут опубликованы в статье "STEM education as the basis for the development of an innovator's thinking" в журнала из перечня Scopus и WoS). Основная ценность состоит в разработанных играх и кейсах, форматах групповых игр и уникальных подобранных материалов.
Какие надежды на него возлагаете?
Очень надеюсь, что каждый слушатель курса сможет не просто узнать теорию, но и попрактикуется в разработке маркетинговых стратегий, получит компетенции, которые помогут в будущем, а может и в настоящем, сможет выводить высокотехнологичные продукты на рынок и делать их коммерчески успешными.
Вы совсем недавно окончили магистратуру Кафедры менеджмента инноваций. Каково это — быть одновременно и студентом, и преподавателем?
Нередко бывает, что веду занятия у ребят, которые старше меня. Но их это не смущает, а может они просто не догадываются (смеется).
Мне нравится, что могу общаться со студентами на одном языке, благодаря этому легче создать позитивную атмосферу в аудитории: ребята не боятся задавать вопросы, генерировать, на первый взгляд, безумные идеи, предлагать нововведения, а это крайне важно в обучении!
Что пожелаете своим будущим студентам?
Для начала — пройти курс! :) Но выбирать его с умом, легко здесь точно не будет!
Подробнее о курсе: https://www.hse.ru/edu/courses/416019699.
Заявку на дисциплину можно будет подать с 15-00 23 ноября через личный кабинет системы LMS.
Кампания пройдет в два этапа:
- С 15-00 23 ноября до 21-00 26 ноября – первая волна записи.
- 27 ноября – подведение итогов первой волны записи.
- С 15-00 28 ноября до 21-00 2 декабря – вторая волна записи.
- 3 декабря – подведение итогов второй волны записи.
Солодихина Анна Александровна
Старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций