Специализация "Общая персонология. Мультипрофильное консультирование. Транзактный анализ"
![](/data/2017/06/27/1171133556/6965.jpg)
Магистранты осваивают методы классического и современного транзактного анализа, транзактно-аналитического коучинга и технологии ведения консультативной работы. Реализуют персонологический подход к консультированию, а также методологические и теоретические подходы авторов магистерской программы профессоров В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко.
Одновременно с защитой магистерских диссертаций выпускники программы получают возможность осознать и отработать в практической работе свой персональный стиль психолога-консультанта. В период обучения более 80% поступивших начинают консультативную работу в присутствии супервизора. Студенты формируют навыки привлечения клиентов, маркетингового продвижения себя как психолога-консультанта, начинают формировать собственную клиентскую базу. Более 85% выпускников магистерской программы, желающих продолжить научно-исследовательскую работу, поступают в аспирантуру НИУ ВШЭ.
Выпускники могут работать:
- вести частную консультативную практику;
- в частных и государственных психологических центрах;
- в исследовательских центрах;
- бизнес-структурах;
- преподавать в высших учебных заведениях.
Это единственная в России программа подготовки транзактных аналитиков в формате магистратуры
Осуществляется подготовка в следующих областях:
- классический транзактный анализ
- современный транзактный анализ
- клиническая психология и психотерапия
- мультипрофильное консультирование
- транзактный анализ в организациях
- транзактно-аналитический коучинг
Ведущими преподавателями специализации являются профессор, д. психол. н., член корр. РАО, лауреат премии "Золотая Вышка" (в номинации "Достижение в науке") В.А. Петровский, профессор, д. психол. н. Е.Б. Старовойтенко, доцент, к. психол. н. Е.Б. Станковская, старший преподаватель А.Н. Исаева, старший преподаватель И.М. Шмелев.
Основные темы специализации «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование» в обучении:
1. Общая персонология как методология междисциплинарного синтеза, сфокусированного на проблеме личности. Авторы В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко предлагают «треугольник синтеза», вершины которого образуют классическая (теоретико-экспериментальная) психология личности, культурная психология личности (герменевтика) и практическая психология личности (психологическое консультирование, коучинг, медиация и пр.).
2. Школы транзактного анализа
1. Классическая школа транзактного анализа Э. Берна, С. Карпмана, К. Стайнера, Д. Дюсей, Ф. Инглиш. Она базируется на сочетании методов психоанализа и когнитивно-поведенческого подхода. Работа со структурой и динамикой организаций и групп.
2. Школа Катексиса Шиффов.
3. Школа перерешения Роберта и Мери Гулдинг. Работа направлена на изменение патологических ранних решений, принятых в травматических ситуациях, при терапевтическом проигрывании этих ситуаций в техниках работы со стульями и подобных ей.
4. Направление конструктивизма Джеймс и Барбара Аллен, Б. Лории, основано на идеях нарративной терапии о переоценке фактов прошлого.
5. Направление процесса коммуникации Т. Калера, П. Вара, В. Джойнс и Я. Стюарт, как для психотерапевтического, так и для других применений транзактного анализа.
6. Интегративный подход Р. Эрскина, Р. Траутман, Ш. Силлс, Х. Харгаден и других авторов, направленный на интеграцию в ТА различных методов и техник из других терапевтических модальностей.
7. Направление развития П. Левин, Д. Илсли-Кларк основаное на практическом применении концепции циклов детского развития для диагностики источников проблем и организации корректирующего опыта для клиента.
8. Транзактный психоанализ, развиваемый в работах итальянских авторов К. Мойзо и М. Новеллино. Представляет сочетание представлений и методов работы транзактного анализа и традиционного психоанализа.
9. Духовное направлениев в транзактном анализе М. Джеймс, К. Меллором, Дж. Кандафил, направленное на продвижение за пределы эго-состояний к сердцевине человеческого духа.
3. Техники транзактного анализа
- работа с ранними решениями
- работа с жизненными сценариями
- родительское программирование
- диагностика эго-состояний и деконтаминация
- диагностика психологических игр
- анализ поведения и телесной экспрессии
- работа с системой рэкета и рэкетными чувствами
- планирование лечения в ТА и др.
3. Клиническая психология и психиатрия в консультативной практике
- история клинической психологии и психиатрии
- области клинической практики
- клиническая психология в транзактном анализе
- работа с клиническими случаями
- МКБ-10 и DSM-IV
4.Мультипрофильное консультирование
- введение в мультипрофильное консультирование и психотерапию
- семейная психотерапия
- суггестивные техники психотерапии
- техники кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) Х. Лёйнера
- метафорические ассоциативные карты
- коучинговые ассоциативные карты
5. Транзактно-аналитический коучинг:
- Принципы работы в транзактно-аналитическом коучинге
- Коуч-позиция
- Модель GROW
- Модель SMART
- Колесо жизненного баланса и др.
При выполнении сертификационных требований выпускники программы вместе с дипломом магистра психологии НИУ ВШЭ получают международный сертификат International Coaches Union: