• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческие проекты в рамках учебных курсов

Цифровая выставка, посвященная жизни лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова
Владимир Комаров
Автор - Кира Луцишина, студент 2 курса магистратуры "Прикладная культурология"

Выставка проходит в Музее космонавтики (16 марта 2017 – 30 марта 2018).

Подробнее о проекте.

Исследование аудитории в Музее космонавтики на ВДНХ 

На фото авторская группа: Кравченко Ася, Концевич Варвара, Клещерова Оксана, студенты 2 курса магистратуры "Прикладная культурология".

Подробнее о проекте - по ссылке. Ниже Вашему вниманию предложено авторское описание проекта и ссылка на видео:

Для своего финального проекта по курсу «Исследования аудитории музея» мы выбрали Музей космонавтики на ВДНХ - один из крупнейших музеев космоса в стране. В 2017 году его посетило 581 000 посетителей. В ближайшее время музей планирует переделать свою основную экспозицию - сделать ее еще более интересной, современной, доступной. В связи с этим мы решили провести исследование в этом музее. Мы хотели изучить тот язык, которым музей общается с посетителями и понять, насколько этот язык понятен и доступен посетителю. Перед музеем космоса стоит непростая задача - рассказать о сложных научных темах максимально простым языком, который будет доступен для широкой аудитории - для школьников, студентов, взрослых людей, пенсионеров и туристов.

Сотрудники музея говорили нам о том, что они ориентируются на экскурсионные группы, на то, что люди будут приходить в музей и брать экскурсию, но в ходе нашего наблюдения мы установили что в разное время музей посещает много индивидуальных посетителей. Лишь некоторые посетители обращаются к гидам, большинство к этикеткам. 

История о том, как мечта об освоении космоса стала реальностью, необычайно захватывает. Для того, чтобы оказаться погруженным в эту тему, от посетителей требуется внимание и время. Но как оказывается преподнесенной эта информация на музейных этикетах и как посетители взаимодействуют с ней? Это и стало основным вопросом нашего исследования. Все наше исследование состояло из нескольких этапов: включенного наблюдения, опроса, совместного посещения, которое мы сняли на камеру и сделали из него антропологический фильм и анализа активности музея в социальных сетях. Включенное наблюдение дало нам понимание того, что в первом зале 90 % индивидуальных посетителей читают этикетки к экспонатам в течение достаточно продолжительного времени.

В рамках первого этапа - включенного наблюдения мы обнаружили основную проблему этикетажа музея - огромное количество специализированных терминов и аббревиатур. Изучив все музейные этикетки, вы выделили наиболее часто встречающиеся: 3 аббревиатуры и 14 терминов.

Проводя следующий этап - опрос посетителей, мы предлагали респондентам ответить о наличии или отсутствии понимания тех самых выделенных терминов и аббревиатур. Результатом оказалось, что из 30 респондентов только 10 понимали значения большей части из 17 выделенных нами наиболее частых слов в этикетках. К данным респондентам относились люди с техническим образованием и посетители, прошедшие экспозицию вместе с экскурсоводом. Так же мы провели тестирование и доступности формулировок, предложив респондентам прочитать этикетку экспоната “Луна-1”, которую, признаться, даже мы поняли не с первого раза. Конечно, большинство наших респондентов справились с задачей, но для этого им приходилось перечитывать предложение несколько раз. Понятно, что в обычной ситуации посещения музея на это вряд ли захочется тратить время.

Заключительный этап нашего исследования представил собой анализ контента в социальной сети Instagram, выложенного под геотегом музея и анализ упоминаний музея в публичных записях в социальной сети “Вконтакте”.

Визуальные данные из социальной сети Instagram позволяют проанализировать основные паттерны и шаблоны во взаимодействиях посетителя с музейным пространством и методы его освоения и присвоения. Основные три категории посетителей, оказавшиеся запечатленными на снимках из музея - это группы младшего школьного возраста, дети от 3 до 10 лет и молодые девушки. Среди всех публикуемых под геотегом фотографий существуют наиболее частотные сюжеты - конкретные экспонаты: например, памятник Ю.Гагарину, доля фотографий с которым составляет 12%. Остальные фотографии, объекты на которых не являются настолько распространенными, чтобы набрать более 1,5% от числа всех, были разделены нами на секторы мотиваций создания фотографий. Данных секторов оказалось три: мотивация “тактильность”, в которой главным актором на снимке выступает рука протянутая к экспонату, мотивация “возможность подсмотреть за бытом”, заставляющая акцентировать внимание на бытовых аспектах и объектах жизни космонавта и мотивация “гордость”, в которую вошли фотоснимки портретов и памятников.

Анализ текстовых публичных сообщений с упоминанием музея во “Вконтакте” позволил выявить не только наиболее острые и частые рекомендации к музею от пользователей, но и показал, что самыми частыми словосочетаниями в данных сообщениях после слов “Интересно” и “Космос” стали “Поездка” и “Гуляем по Москве”, что говорит о более интенсивном интересе к музею среди гостей Москвы чем у ее жителей.

В целом, мы установили, что уровень чтения (reading level) этикеток соответствует восприятию человека с техническим образованием и презентовали наши результаты сотрудникам музея. На основе исследования мы сформулировали рекомендации по изменению этикетажа, разработки обучающего контента в игровой форме и дополнительных интерактивных материалов. Мы уверены, что их не так сложно реализовать: в отличие от всего остального, с чем имеет дело музей, это совсем не Rocket Science :) Зато эффект будет замечательный. В этом мы тоже уверены.

 

Кравченко Ася

Концевич Варвара

Клещерова Оксана