• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Электронный бизнес и цифровые инновации»

Научно-исследовательский семинар

Одним из существенных недостатков существующих в настоящее время магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне  и содержании этих диссертаций.  

В силу этих причин развитие исследовательской компоненты становится одним из основных принципов совершенствования магистерских программ в НИУ-ВШЭ. Более половины учебных часов в новой модели магистерской программы отводится на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.   


Цель и задачи семинара
 

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации Магистерской программы «Электронный бизнес и цифровые инновации».
 
В результате освоения дисциплины студент должен:
  • знать характеристики состояния рынка электронного бизнеса и тенденции его развития,  основные модели электронного бизнеса, типовые этапы организации бизнеса с использованием сети Интернет и документацию;
  • уметь определять цели и задачи проектов в сфере электронного бизнеса, разрабатывать коммерческое предложение на выполнение проекта, выбирать  и применять методы работы под конкретную задачу проекта; планировать и документировать этапы проекта, анализировать полученные результаты, разрабатывать рекомендации по управлению соответствующим проектом;
  • иметь навыки (приобрести опыт) подготовки предложений по улучшению деятельности  предприятия на основе использования ИТ;
  • иметь навыки (приобрести опыт) ведения научно-исследовательской деятельности;
  • знать основные этапы ведения научной деятельности и получить навык написания научных работ;
  • получить навыки ведения научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

 

Основные задачи научно-исследовательского семинара:
  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему научного исследования;
  • обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение научных исследований, написание научных работ;
  • обсуждение проектов и готовых исследовательских работ;
  • выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества, помочь освоить методологию, технологию и инструментарий научно-исследовательской деятельности, а также рассказать о современных тенденциях развития технологий в области электронного бизнеса.

  

Порядок организации семинара     

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ-ВШЭ. 

Работа в научно-исследовательском семинаре является для студента обязательной. При этом он вправе посещать научно-исследовательские семинары других кафедр на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.   

Формы работы на семинаре    

Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности: 

  • цикл подготовки магистерской диссертации,
  • цикл организационных форм научно-исследовательского семинара.

С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть. Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование:

  • фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими практики,
  • фазы отдачи, где главными выступающими являются студенты магистерской программы.


Схема организации семинара
 

Общая схема организации НИС представлена в таблице. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.    

Таблица. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара

 I год обученияМодули 
 I II III IV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана курсовой работы

Подготовка научно-аналитического обзора по тематике курсовой работы.

Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы
Выполнение курсовой работы Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовОбсуждение курсовой работы
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса. Занятия по написанию научно-аналитических обзоров.Занятия  по выполнению курсовой работы и документированию проекта. Занятия по оценке проектовСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса
 II год обучения Модули 
 I II III IV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана магистерской диссертацииОбсуждение программы исследований и плана-проспекта магистерской диссертацииВыполнение магистерского исследования. Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовВыполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации. Предзащита магистерской диссертации
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминар по написанию академических работ с участием преподавателей кафедрыЗанятия по организации и проведению исследований. Семинары по написанию  и оформлению научно-исследовательских  работ Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса



В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых  преподавателями кафедры и экспертами сферы электронного бизнеса, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут  лечь в основу тематики курсовых работ.  

Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике электронного бизнеса. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля.  Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере электронного бизнеса и  разработкой подробного бизнес-плана реализации этой идеи.  

На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой курсовой работы. К концу 2-го модуля студент обязан выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.   

В ходе третьего модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, включающей в обязательном порядке аналитическое исследование на основе  обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы,  электронных источников информации, в том числе имеющихся  статистических и аналитических баз данных.  При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом  должен стать аналитический обзор. Также проводятся занятия по документированию выполняемого проекта,  исследованию и оценке полученных результатов.  Результатом является разработанный  бизнес-план реализации проекта.  

В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных бизнес-планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают написание курсовой работы. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.   

Структура НИС второго года обучения  в значительной мере повторяет структуру первого года и ориентирована на написание магистерской диссертации.   

В первом модуле проводится второй цикл профориентационных лекций преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса, а также рассматриваются требования к магистерской диссертации и ее общая структура.  Это позволяет студентам  определиться с темой и объемом исследований будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.   

В ходе второго модуля происходит формулирование  целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации, подготовка плана-проспекта магистерской диссертации общим объемом не более 10 стр. Результаты обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре.  

Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является работа над диссертацией, основную часть которой составляют формирование гипотезы и параметров исследования, сбор данных и проведение аналитических исследований.    Важной часть работы является выбор, а некоторых случаях создание программного инструментария для проведения обработки данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия и консультации по организации и проведению исследований, использованию существующих информационно-аналитических источников,  использованию и созданию исследовательского программного инструментария.    

В четвертом модуле студенты завершают работу над магистерской диссертацией, пишут первоначальный текст магистерской диссертации,  готовят презентацию для  предзащиты диссертации. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры и экспертов-практиков. 

Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты. 

   

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.  

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок   

1) текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией  

2) презентаций курсовой работы в 4-м модуле и магистерской диссертации  в 4-м модуле  

3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.    

За 1-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

  1. проект курсовой работы (3-й модуль) (в электронном и бумажном виде);  
  2. аналитическое исследование по тематике работы – реферат (3-й модуль) (в электронном и бумажном виде);  
  3. проект бизнес-плана (3-й модуль) (в электронном и бумажном виде);  
  4. курсовую работу (текст пояснительной записки (в электронном и бумажном виде) и презентация (7-10 слайдов) (в электронном виде))для прохождения предзащиты и получения итоговой оценки (4-й модуль).

  За 2-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

  1. развернутый план диссертационной работы (1-й модуль) (в электронном и бумажном виде);
  2. план-проспект магистерской диссертации (2-й модуль) (в электронном и бумажном виде):
  3. презентация, отражающая  содержание и план исследований,  планируемую структуру диссертации  (2-й модуль) (в электронном  виде):
  4. презентация, содержащая отчет о  проведенных  исследованиях и результатах работы над диссертацией (3-й модуль) (в электронном  виде):
  5. магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты (текст пояснительной записки (в электронном и бумажном виде) и презентация (в электронном виде)) (4-й модуль)

Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара. 


Руководство семинаром

Назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на руководителя.