Уникальный курс "Психоаналитическая диагностика личности и организации"
Преподаватели курса:
Александр Евдокименко, к.психол.н., доцент, эксперт по оценке кадровых рисков, консультант по организационному развитию,
Екатерина Стрижова, к.психол.н., доцент, эксперт по управлению персоналом и организационной диагностике, методолог организационных изменений.
Значение данного курса для консультанта сложно переоценить, поскольку любая работа с организцией и личностью начинается с диагностики.
Особое место в курсе уделено эмоциональным процессам. Существует большое разнообразие эмоций, которые сложно идентифицировать, назвать или осознать. Наиболее правильно работать с представлением о переживаниях как динамических явлениях, которые не заканчиваются с прекращением актуальности ситуации, а продолжают иметь место все время, изменяя свою интенсивность. Динамика переживаний социализирована только с определенного этапа развития. Таким образом, допускается нелогичная природа переживаний – их парадоксальность и противоречивость скорее следствие образования и социализации проявления эмоций. На занятиях подробно разбираются принципы и способы диагностики эмоциональных состояний, при этом особое место уделяется экспертным способам оценки эмоций клиента, в том числе через контрпереносные реакции. На лекциях обсуждаются классические представления Н. МакВильямс об эмоциональном здоровье и типологии личности, после чего представления суммируются в дорожной карте инструментов диагностики и развития эмоциональной сферы, подробно рассказывается об эмоциональных рисках лидера, способах их оценки.
Курс "Психоаналитическая диагностика личности и организации" – один из важных предметов второго года обучения на МП.
Задачей курса является систематизация представлений, необходимых для построения дорожной карты индивидуальной и организационной диагностики, формулировки психоаналитических гипотез и проведения работы с клиентом и организацией.
В состав курса входят увлекательные лекции, кейсы случаев индивидуальной и организационной диагностики, отработка методов проведения диагностики.
Вот некоторые темы лекций:
• Введение в психоаналитический метод.
• Основы системного анализа (динамические системы и их особенности).
• Память и автобиографические воспоминания. Ложные и значимые воспоминания. Диагностика ложных воспоминаний.
• Теневая сторона лидерства: особенности эмоционального дисбаланса.
• Дорожная карта практической диагностики.
• Особенности семантической диагностики.
• Модели личности и диагностика (МакВильямс).
• Личность и организация: соотношение рационального и бессознательного.
• Поведенческие паттерны и индикаторы – предметы ПА диагностики.
• Другие темы
Двигаясь от систематизации понятий психоанализа, слушатели подробно разбирают психоаналитические модели и метафоры работы психики, изучают особенности памяти, источники детских воспоминаний, механизмы искажений воспоминаний о событии, специфику ложных воспоминаний, их роль в психоаналитическом процессе и методы диагностики, понимают, при каких условиях событие становится травматичным для психики.
Блок организационный диагностики объединяет психоаналитические представление о коллективном бессознательном, групповой динамике, лидерстве. В рамках цикла рассматриваются практические кейсы, в том числе кейсы, демонстрирующие зависимость организационных патологий от стиля лидерства и личности лидера компании. Отдельно и подробно рассматриваются стратегии и задачи организационной диагностики, использование результатов диагностики в работе с организациями.
Этот курс один из самых полюбившихся курсов второго года обучения среди слушателей Магистерской Программы. Впечатлением об этом курсе делится Алина Никифорова, слушатель 2-курса:
"Курс «Психоаналитическая диагностика» - это один из самых сильных и насыщенных курсов на втором году обучения на Программе.
Екатерина Стрижова и Александр Евдокименко каждый раз открывают нам новые диагностические методики и подходы. Ни одна лекция не похожа на предыдущую. Мы знакомимся с разными методами: сложные не всегда удается понять с первого раза, более простые методы диагностики можно применять в работе с клиентами уже сегодня. Например, мое внимание привлек метод тестирования под названием ТАТ (Тематический апперцептивный тест), который предполагает использование картинок в диагностической работе. На мой взгляд, изобразительные методы (рисунки, тематические картинки и т.д.) дают очень много ресурсов для начала работы с клиентов и понимания его психической структуры, в этом и заключается цель диагностирования, выявления входных данных для последующего процесса консультирования.
Екатерина и Александр прекрасно владеют материалом, всегда готовы рассмотреть ту или иную концепцию на примере реальных кейсов, реальных практик в бизнесе. Это очень здорово. Это помогает понять, что все эти теоретические методики и конструкции действительно применимы на практике в групповой и индивидуальной работе с клиентами.
Среди прочих хочу также отметить тему лидерства, ей было посвящено несколько лекций. Тенденция на изучения лидеров и их деятельности в компаниях и корпорациях существует уже несколько лет. Я много слышала и читала об этом. Но о концепции лидерства, как патологии я узнала только на данном курсе. Это очень интересная концепция, в которой Лидер рассматривается, как человек, наделенный определенными качествами и характеристикам, которые отличают его остальных и дают возможность вести команды, коллективы вперед, вдохновляя своими фантазиями, планами и стратегиями. Но в то же время лидерские качества патологичны, потому что не дают ему не быть лидером и заключает в определенные рамки мышления, генерирования тех или иных решений и т.д. «Темная» сторона лидерства, безусловно, не менее интересная тема для изучения, про нее мы тоже немного услышали на курсе. Роль эмоциональных процессов и переживаний в принятии решений тоже очень важна и показательна. Александр и Екатерина немало уделили внимание и этой теме в ходе лекций.
В результате общей работы двух талантливых молодых преподавателей кафедры «Психоанализ и бизнес-консультирование» получился интересный, глубокий и познавательный курс, который также стал и популярным".