• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Коучинг в зоне дискомфорта. Репортаж Валерия Карасаева о мастер-классе Марши Рейнольдс



Валерий Карасаев. Коучинг в зоне дискомфорта

Что может помочь человеку вырасти и перейти на качественно иной уровень в ситуации, когда старые модели мышления не работают, а в жизни появляется чувство нависшего потолка? Как превратить дискомфортную, эмоционально заряженную ситуацию в прорыв? Недавно мне довелось побывать на мастер-классе "Лидерство и эмоциональный интеллект" Марши Рейнольдс, MCC ICF, известного Executive коуча на магистерской программе ВШЭ. Удивительная лекция сильно перекликалась с моим собственным практическим опытом. Возникло глубокое чувство узнавания чего-то по-настоящему близкого, того, что я всегда знал, но давно не использовал.

Есть ли место дискомфорту в коучинге? Долгое время я старался фокусироваться в своих сессиях на вдохновении и мотивации, и могу с уверенностью сказать, что вдохновение, видение позитивного будущего, поддерживающая среда - все это помогает создавать изменения… в тех случаях, когда клиент ищет большей уверенности и ясности в целях. С другой стороны, используя коучинг в бизнесе, работая с руководителями и лидерами, я часто замечаю, что этот способ неэффективен, когда человек застрял в привычных моделях поведения, цепляется за негативный опыт прошлого или находится в сильном сопротивлении. То, что помогает создавать разницу в подобных ситуациях - вопросы из зоны дискомфорта, отзеркаливание слепых пятен и нестыковок в рассуждениях клиента, внимание к эмоциональным окраскам фактов и действий. Я говорю о слушании того, что находится за рамками просто слов, что чувствует клиент, чего на самом деле хочет и чего боится. Я говорю о вопросах в зоне дискомфорта.

Как происходят действительно сильные сдвиги в нашем мышлении? Я уверен, что в жизни каждого был момент, когда кто-то, кому вы доверяете бросал вызов вашему привычному способу мышления, стратегии и подходам, обращая внимание на системные ограничения. Бывает достаточно одного меткого вопроса, который попадает в самую брешь вашей картины мира, вызывая сильные переживания и некоторое подвисание. Происходит сдвиг. В моменте, такой разговор далеко не всегда наполнен мечтами и блеском глаз. Часто это ситуации сильного сопротивления, моменты интенсивной внутренней работы, проявления бурных эмоций. Защита надламывается, а мозг начинает очень быстро создавать новые нейронные связи. Как раз в такие моменты и происходит процесс обучения и переосмысления. По мере того, как человек продвигается дальше, появляется новое осознание ситуации, расширяется картина мира, происходит внутренний рост.  И начиная с того момента, когда человек первый раз сформулирует свое новое осознание, оно становится долговременным опытом, а человек уже никогда не будет прежним.

Как создать пространство, в котором такой разговор становится возможным?

Во-первых, это состояние. Искренний интерес, теплая сердечная забота и смелость. Это первое и самое важное. Люди чувствуют то, что с нами происходит, какими эмоциями наполнено пространство – в этом нам помогают эмпатия и зеркальные нейроны. Поэтому собственное состояние коуча или лидера – один из ключевых моментов. Спокойный ум, по возможности, очищенный от мыслей, но наполненный любопытством и искренним интересом. Сердце, наполненное заботой, теплым чувством принятия. Для этого порой достаточно просто вспомнить кого-то, кого вы сильно любите. И живот, наполненный смелостью, решимостью, готовностью действовать. Все вместе, эти три составляющих формируют состояние, в котором клиенту будет гораздо легче пройти свои собственные ограничения.

Во-вторых, это доверие и безопасность. Пространство свободное от оценок, советов, рекомендаций. Важно чтобы в разговоре было место принятию того, что придет, возможность говорить о том, что чувствует клиент и коуч, и свободно искать решение. Важно помнить, что клиент обладает всеми ресурсами для изменений, нет никакой необходимости что-то в нем чинить, человек не сломанный. И тем более нет необходимости кого-то спасать. В такие моменты коуч – это просто инструмент познания, зеркало в руках клиента, высвечивающее и помогающее увидеть то, что происходит.

В-тертьих, место и пространство для эмоций. Даже хорошо обученный коуч может испытывать дискомфорт или уходить от ситуаций вызывающих эмоциональное напряжение. Чрезвычайно важно дать в разговоре пространство и место эмоциям, признать чувства, отделить эмоции от фактов и уже потом искать решения. Любая эмоция – это опыт самого клиента и она имеет свое место. Лучшее, что может сделать коуч – это суммировать и подытожить переживание. Коуч помогает быть выслушенным и услышанным, увидеть происходит ли что-то еще важное, что нужно знать. Искренний интерес и фокус на клиенте, простая человеческая забота и смелость принятия помогают выдержать эмоции и поддержать человека в самой непростой ситуации. Замечая собственные рамки и ограничения, люди находят скрытые ресурсы и новые решения. В этой работе человек обретает свободу.

Хочется подвести итог, что же было по-настоящему важного в мастер-классе Марши и что так сильно мне срезонировало. Эмоции и дискомфорт – мощный источник роста и обучения. Когда человек находится в самом сердце жизненного опыта, дискомфорт сложно игнорировать, он начинает расти с каждым днем. С дискомфортом растут эмоции, которые испытывает человек. И неважно кто вы – лидер, коуч, руководитель или просто друг. Важно, что вы можете сделать для того, чтобы помочь человеку вырасти. Есть много разных чудесных теорий, методов, идей, но все они вторичны. То, что действительно работает – быть человеком, быть рядом, не пытаться никого чинить, просто создать пространство, в котором человек сможет почувствовать то, что он чувствует, исследовать свой опыт. Смелость задать вопрос, вызвать эмоции, не пытаться что-то исправить и дать процессу случиться – пожалуй, это то самое важное и ценное, что родилось благодаря этой лекции.

Репортаж подготовил слушатель 1 курса МП Валерий Карасаев.