• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Прикладная социальная психология»

Интегрированная теория креативности и инноваций

29 марта на факультете психологии в рамках научного семинара МНУЛ СКИ состоялось выступление руководителя лаборатории, профессора университета Гиссена, Германия и НИУ-ВШЭ Питера Шмидта на тему “An integrated theory of creativity and innovation”. Читать далее...

На данном семинаре присутствовали сотрудники Международной лаборатории социокультурных исследований и студенты 1 курса магистерской программы «Прикладная социальная психология». В рамках семинара были освещены теоретические взгляды на предмет креативности и инноваций, а также рассмотрены основные направления эмпирических исследований креативности и инноваций в социальной психологии. В своем докладе Питер Шмидт презентовал ряд критериев для сравнения существующих теорий креативности и инноваций. Также были представлены структурные модели о влиянии когнитивных процессов, индивидуальных и социокультурных предикторов на креативное поведение в рамках нескольких подходов.

Были представлены результаты исследований, которые показали, что положительное отношение к инновациям позитивно коррелирует с ценностями Стимуляции и Самостоятельности (в рамках теории базовых ценностей Ш. Шварца) и негативно с Сохранением, Традицией и Конформностью. Также были обсуждены возможные взаимосвязи демографических данных и креативности. Так, в исследовании в Китае гендерные различия были сильно взаимосвязаны с креативностью и отношением к инновациям, однако П. Шмидт заметил, что в европейских странах пока не было проведено достаточно исследований и данный вопрос остается открытым.

В своем докладе Питер также коснулся вопроса о специфике изучения инноваций. Прежде всего, он коснулся таких важных вопросов для исследователей, как:

  • Что будет после внедрения инноваций?
  • Будут ли возникать культурные различия в генерализации инноваций в разных регионах одной страны?
  • Необходимость построения многоуровневых теорий. Исследователь должен учитывать также специфику принятия инноваций в других социальных группах.
  • Как можно совместить разные результаты нескольких исследований, проведенных на одну тематику.
  • Необходимость совмещения качественных, количественных и экспериментальных методов.

В завершение доклада П. Шмидт привел исследовательские модели, существующие в разных исследованиях креативности. Согласно модели исследования креативности и инновативности, разработанной в МНУЛ СКИ, латентные и наблюдаемые факторы, такие как индивидуальные ценности и аттитюды, уровень образования и пол, будут воздействовать на разного вида нормы. Нормы через интенцию будут влиять на специфическое поведение, например креативное поведение. По итогам семинара состоялось оживленное обсуждение выступления.

An integrated theory of creativiry and innovations

 

Александр Стефанов,

Стажер-исследователь