Как мотивировать «обычных» людей к проэкологическому поведению
4-го октября состоялся очередной научный семинар из цикла «Культура имеет значение». С презентацией «Как мотивировать «обычных» людей к проэкологическому поведению» выступил профессор факультета психологии университета Bielefeld Себастьян Бамберг. Читать далее...
4-го октября состоялся очередной научный семинар из цикла «Культура имеет значение». С презентацией «Как мотивировать «обычных» людей к проэкологическому поведению» выступил профессор факультета психологии университета Bielefeld Себастьян Бамберг.
В докладе С. Бамберг рассказал о возможностях применения психологических знаний в изменении некоторых аспектов поведения, которые напрямую влияют на экологическую ситуацию. Как убедить людей пересмотреть их повседневные привычки (например, использование личного транспорта), которые наносят ущерб экологии? Может ли повлиять осведомлённость человека в том, что те или иные виды поведения вредят окружающей среде, на его выбор и на изменение поведения? Для ответа на эти вопросы была разработана теоретическая модель динамики поведения, или закрепления поведенческого акта, включающая четыре этапа и три промежуточных процесса. Эта модель постулирует, что изменение поведения может быть представлено как прохождение человеком ряда качественно различных стадий, каждая из которых представляет собой определенную задачу, успешное решение которой позволяет перейти на следующий этап. Первый этап начинается до появления намерения и представляет собой привычный для человека поведенческий акт, когда он еще не осознает вредные последствия своего поведения. На этом этапе осуществляется задача появления сомнений в рациональности своего поведения. Второй этап еще не включает действие как таковое, но индивид уже задаются целью изменить поведение. Осуществляется задача выбора стратегии такого изменения. Третий этап – непосредственно действие, осуществление выбранной стратегии. И наконец, четвертый этап – закрепление нового поведения. На данной стадии индивиду необходима обратная связь об успешности достижения его цели и помощь в предотвращении возврата к старому поведению. Для перехода от первой к последней стадии осуществляются три основных психологических процесса – это возникновение намерения в виде цели, поведенческое намерение и его осуществление.
Описанная модель применима не только в теории, она может успешно использоваться на практике. Модель SSBS содержит четкие указания по поводу того, на что должны быть ориентированы мероприятия по изменению вредных поведенческих привычек. Сюда входит повышение осведомленности индивидом проблемы, признание личной ответственности, повышение значимости социальных норм, содействие формированию цели изменения поведения и т.д.
Для того, чтобы проверить эффективность модели SSBS, в Берлине было проведено исследование, направленное на убеждение респондентов снизить повседневное использование личного транспорта (автомобилей). В качестве экспериментального воздействия выступали телефонные звонки, раздача листовок, в которых содержалась информация о негативном воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду, комбинирование этих двух видов воздействие, а также повторное воздействие. Результаты исследования показали большую эффективность межличностного взаимодействия (диалога с респондентом) по сравнению с информационным воздействием. Сравнивалась также эффективность воздействия на разных этапах поведенческой модели. Выяснилось, что существуют различия между динамикой изменения поведения между первыми двумя стадиями и двумя последними. Снижение использования автомобиля и повышение использования публичного транспорта оказалось более значительным между третьей и четвертой стадией.
В целом, результаты исследования свидетельствуют, что модель действительно может успешно применяться для изменения поведенческих привычек граждан.
Марина Лазуткина