Работа Левада-центра* по изучению общественного мнения
13 ноября состоялся научный семинар МНУЛ СКИ, на котором выступил Алексей Георгиевич Левинсон, профессор факультета социологии, заведующий отделом социально-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады*. В своём докладе Алексей Георгиевич рассказал о том, что социологи подразумевают под общественным мнением, как его изучают и анализируют, какие методы сбора данных используются, и как можно проследить динамику общественного мнения на протяжении нескольких лет. Читать далее...
13 ноября состоялся научный семинар МНУЛ СКИ, на котором выступил Алексей Георгиевич Левинсон, профессор факультета социологии, заведующий отделом социально-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады*. В своём докладе Алексей Георгиевич рассказал о том, что социологи подразумевают под общественным мнением, как его изучают и анализируют, какие методы сбора данных используются, и как можно проследить динамику общественного мнения на протяжении нескольких лет.
Свой доклад Алексей Георгиевич начал с того, что взгляд социологов на общество и общественное мнение должен иметь чёткие рамки, ведь если следовать поговорке «Сколько людей, столько и мнений», то исследовать общественное мнение будет попросту невозможно. Общественное мнение – это не совокупность мнений каждого, без исключения, жителя страны, это не «все», но это сила, которая ощущается как «все», которую можно изучать, отвлечь от конкретных носителей мнения. Безусловно, люди неповторимы в своих суждениях, но необходимо выделять обобщенные типы этих суждений, чтобы выявлять, какие тенденции преобладают в обществе. Чем больше таких типов предусматривает исследование, чем больше вариантов ответа предполагает, тем выше будет шанс избежать неопределенности и погрешности.
Изучать общественное мнение можно как количественными (с помощью анкетирования, стандартизированного интервью), так и качественными методами, например личное, нестандартизированное интервью или обсуждение в фокус-группах. Качественные методы исследования общественного мнения не имеют целью выделить процентное соотношение мнений, они дают иную, более комплексную картину общественного мнения, не выраженную в графиках. Алексей Георгиевич рассказал о поэтапном планировании и проведении личных интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов.
Выборка должна обладать теми же пропорциями, что и генеральная совокупность, иными словами, у каждого представителя генеральной совокупности должен быть одинаковый шанс попасть в выборку, и для этого создаются определенные условия, а именно случайный выбор. Например, если необходимо провести общероссийское исследование, не в рамках одного города, то произвольно выбираются несколько Федеральных Округов, в которых будут происходить опросы. Среднестатистическое интервью длится около 35-ти минут, и за это время специально обученный интервьюер может задать до ста вопросов, которые будут внесены в специальную анкету. Для проверки добросовестности интервьюера каждого десятого респондента обзванивают и спрашивают, действительно ли они проходили интервью.
Собранная статистика публикуется в специальных изданиях Левада-центра* и журнале «Вестник», выпуски которого в свободном доступе находятся на официальном сайте, и каждый интернет-пользователь может ознакомиться с динамикой общественного мнения на протяжении нескольких лет. Публикуются такие актуальные в наше время темы, как доверие/недоверие к правительству, отношение к парламентским и президентским выборам, религиозность, отношение к акциям протеста, оценка экономической ситуации, оценка собственного материального положения, оценка настроения и многие другие.
Марина Лазуткина
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.