• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Прикладная социальная психология»

Сложность социальной идентичности и выводы относительно мотивации членов группы

4-го апреля профессорами  Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) Лилах Сагив и Соней Роккас в рамках научного семинара "Культура имеет значение" был представлен доклад "Сложность социальной идентичности и выводы относительно мотивации членов группы". Основное содержание доклада можно свести к следующему. Читать далее...

4-го апреля профессорами  Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) Лилах Сагив и Соней Роккас в рамках научного семинара "Культура имеет значение" был представлен доклад "Сложность социальной идентичности и выводы относительно мотивации членов группы". Основное содержание доклада можно свести к следующему.
Все люди стремятся в той или иной мере быть членами различных групп. Групповое членство приносит определенную выгоду, но также влечет за собой и издержки. Например, членство в группе дает человеку ощущение безопасности и формирует позитивную идентичность, однако в то же время каждый член группы обладает рядом обязательств перед ней, а некоторые группы могут провоцировать формирование негативной идентичности. Группы могут как помогать выражать индивидуальные ценности, так и ставить барьеры на пути их выражения. Некоторые члены группы рассматривают свое членство в ней как инвестиционное обязательство по отношению к группе, в то время как другие не готовы платить за пребывание в группе. Наиболее лояльные члены группы получают более высокий статус, больше влияния и больший доступ к ресурсам группы. Однако, по мнению С. Роккас и Л. Сагив, трудно сказать, что именно мотивирует групповое членство. Одно и то же поведение можно рассматривать как мотивируемое желанием принести пользу группе, так и желанием получить выгоду с другой целью (например, для себя или для враждебной аутгруппы).
С. Роккас и Л. Сагив назвали три атрибутивных принципа, помогающих сделать выводы о поведении членов группы: невыполнение обязательств, принцип обесценивания и мотивация. Было представлено исследование, в котором изучалось то, как люди делают выводы о поведении других членов своей группы. Они предположили, что на данные выводы влияет сложность социальной идентичности. Сложность социальной идентичности проявляется в степени восприятия людьми множества своих групп как отличных друг от друга (Roccas & Brewer, 2002). Она может быть высокой или низкой в зависимости от степени перекрытия различных социальных идентичностей человека.
Комплексный образ Я предполагает знание нескольких моральных кодексов и рассмотрение нескольких способов действия как законных. Простой образ Я влечет за собой убеждение, что "наш путь является единственно правильным". Когда социальная идентичность довольно проста, каждая отдельная идентичность не так важна. Люди сильно мотивированы делать выводы в пользу группы. С. Роккас и Л. Сагив предположили, что сложная идентичность может заставить людей меньше полагаться на вывод о невыполнении своих обязательств и делать менее защитные объяснения.
Они провели три исследования:  исследование свободного выбора военных «отказников», исследование реакции людей на человека, раскрывшего военную тайну, и исследование сложности карты Я-концепции. По результатам  С. Роккас и Л. Сагив сделали следующие выводы: сложность социальной идентичности имеет отношение к содержанию выводов о поведении других членов группы, отрицательно коррелируя с интерпретацией "невыполнения обязательств" и положительно - с дополнительно предложенными интерпретациями. Подобные атрибуции можно менять, поощряя людей задумываться о сложности их социальной идентичности.

Анна Липатова