Принципы распределения зарплат в школе должны быть понятными
В Высшей школе экономики 28-29 ноября пройдет всероссийский семинар «Лучшие практики реализации мероприятий «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки». Какие сложности возникают в регионах при реализации «дорожных карт», в интервью РИА Новости рассказал директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Вячеслав Башев.
— Вячеслав Владимирович, зачем нужны «дорожные карты» в образовании? Что содержится в этих документах?
— В начале 2012 года, во время президентской предвыборной кампании, Владимир Путин опубликовал серию статей, где обращал внимание на ряд важных задач в социальной сфере. В их числе охват детей дошкольным образованием, повышение престижа учительской профессии, создание в России университетов мирового уровня и многое другое. На основе этих статей были подготовлены указы № 597 и № 599, которые Владимир Путин подписал в мае 2012 года сразу после избрания на пост президента.
В декабре 2012 года в своем поручении президент акцентировал внимание правительства на необходимости исполнения этих указов и формирования планов работ. 30 декабря председателем правительства Дмитрием Медведевым была подписана федеральная «дорожная карта» — план по достижению показателей, заданных указами президента. А регионам было предписано разработать свои «дорожные карты» и начать их реализацию.
— Какие сложности возникают при реализации «дорожных карт»?
— Главная проблема заключается в ограниченности ресурсов. До апреля 2013 года я работал министром образования Красноярского края, и, разрабатывая региональную дорожную карту, мы с коллегами понимали, что средств, имеющихся в краевом бюджете, для достижения поставленных задач не хватает. В такой ситуации находятся очень многие регионы, и это ни для кого не тайна: в местных СМИ эта тема активно обсуждается. Регионы занимают деньги, кое-где дефицит бюджета уже достиг предельных значений.
Но все это вовсе не означает, что задачи, поставленные президентом страны, невыполнимы. Просто для их решения нужно прилагать определенные усилия.
— Что вы имеете в виду? Где регионы найдут деньги?
— Минобрнауки России постоянно проводит мониторинг исполнения дорожных карт: как достигаются поставленные задачи, удается ли достигать нужных показателей. В этой работе участвуют несколько организаций, в том числе Институт образования Высшей школы экономики. Нам поручено сконцентрироваться на анализе лучших практик реализации региональных дорожных карт.
В ситуации, когда ресурсы на достижение заявленных показателей ограничены, нужно искать нетрадиционные пути, смотреть, что делают соседи: кому и каким образом все же удается решать те или иные задачи. Этой теме и будет посвящен всероссийский семинар в нашем университете.
Например, взят курс на постоянное повышение доходов педагогических работников, и нужно обсуждать не только конечные цифры. Средняя зарплата растет, но как удается этого достичь? Ведь можно значительно увеличить зарплату 10% учителей, забыв про остальных, и показатели будут выполнены, но это уже не будет общественным благом. Хорошо, если система распределения фонда оплаты труда в школе понятна и прозрачна, а если нет? Бывает и так, что стоимость часа работы учителя не меняется, но средняя зарплата растет за счет повышения нагрузки. И мы хотели бы найти примеры, когда есть понятные критерии распределения стимулирующего фонда, когда зарплата реально повышается не только за счет оптимизации штатов, которая необходима далеко не всегда, но и благодаря другим механизмам, в основе которых лежит здравый смысл.
— Можете привести примеры нетрадиционных путей решения проблем?
— Когда ставится задача дать возможность всем детям от 3 до 7 лет получать дошкольное образование, первая мысль, которая приходит в голову, — построить побольше новых детских садов. Но для этого понадобятся огромные средства. Одна из возможностей, которая сегодня используется не в полной мере, — и об этом говорил министр Дмитрий Ливанов на недавнем съезде работников дошкольного образования, — развитие негосударственного сектора. Так, в Самарской области в дошкольном образовании используются механизмы государственно-частного партнерства, в эту сферу привлекаются не только бюджетные средства, но и частный капитал, в результате нагрузка на муниципальные детские сады снижается. Аналогичные проекты с учетом самарского опыта уже реализуются в других регионах — например, в Московской области.
Есть интересные находки в дополнительном образовании — на семинаре будет представлен опыт Республики Северной Осетии — Алании и Челябинской области, в среднем профессиональном образовании — Свердловской и Тамбовской областей, и так далее.
— Как выявление лучших практик повлияет на дальнейшую реализацию дорожных карт?
— Чем больше информации о лучших практиках будут получать регионы, тем легче им будет выполнять указы президента. Мы в Высшей школе экономики анализируем дорожные карты в течение двух последних месяцев — выезжаем в регионы на семинары по выполнению дорожных карт и вместе с коллегами на местах определяем, что особенно интересно, что стоит обсудить. Эта работа будет продолжена. Сейчас наша задача — открыть дискуссию, как в условиях ограниченности ресурсов регионы решают поставленные задачи.