Олимпийский незачет
Как стало известно «Ъ», глава Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов направил в Минобрнауки и Рособрнадзор письмо с предложениями серьезно реформировать процесс поступления в вузы. Сейчас победители школьных олимпиад обладают приоритетным правом поступления в вузы. Утверждая, что олимпиады зачастую коррумпированы, господин Кузьминов предлагает обязать их победителей сдавать еще и ЕГЭ по профильному предмету. Чтобы победа на олимпиаде была засчитана, школьник должен набрать на госэкзамене не менее 70 баллов. Ректоры выступают резко против такой идеи, утверждая, что проблем с ЕГЭ куда больше, чем с олимпиадами. Зато в Минобрнауки инициатива господина Кузьминова нашла поддержку.
Ярослав Кузьминов считается серым кардиналом российского образования — в частности, он являлся идеологом введения ЕГЭ. Теперь ректор ВШЭ говорит о необходимости корректировки правил поступления в вузы в письме (имеется в распоряжении «Ъ»), адресованном главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову и руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову. Главная его инициатива должна серьезно усложнить жизнь участникам школьных олимпиад. Сейчас победители и призеры интеллектуальных соревнований имеют право на льготы при поступлении: вуз может принять их вообще без экзаменов либо засчитать олимпийский диплом как 100 баллов по предмету. В обоих случаях школьник может вообще не сдавать ЕГЭ, если он не является обязательным.
По данным Российского союза олимпиад школьников, в 2012-2013 годах в 122 предметных олимпиадах по всей стране участвовали 684 тыс. человек, из которых 295 тыс.— ученики выпускных классов. Право на льготу при поступлении получили более 16 тыс. человек — около 2% от общего количества выпускников 2013 года.
Господин Кузьминов считает, что знания победителей олимпиад нуждаются в дополнительной проверке: для получения льготы они должны набрать не менее 70 баллов по профильному госэкзамену. Стоит отметить, что, согласно исследованию ВШЭ, в 2013 году в РФ средний балл ЕГЭ студентов-первокурсников составил 67,2 балла (годом ранее — 63,5 балла). Ярослав Кузьминов обосновывает реформу необходимостью борьбы с коррупцией. «Не секрет, что помочь «нужному человеку» на олимпиаде легче, чем на ЕГЭ,— пояснил «Ъ» ректор ВШЭ.— Поэтому значительная часть вузов пытаются получить разрешение на проведение собственных олимпиад как замену вступительным экзаменам». По его словам, барьер в 70 баллов отсечет тех, «чьи знания не укладываются в элементарную школьную пятерку».
В конце письма речь идет уже не только об олимпиадниках, а обо всех абитуриентах. Сейчас для поступления в вуз необходимо сдать три или четыре экзамена: набранные баллы суммируются, оценивается итоговая цифра. По мнению господина Кузьминова, такая система не подходит вузам, ведь при поступлении на математический факультет абитуриент с высоким баллом по русскому языку обходит того, кто лучше знает математику. Чтобы решить проблему, ректор предлагает дать вузам право разделять ЕГЭ на профильный и второстепенный. Приемные комиссии будут сравнивать сумму баллов только профильных предметов, а для второстепенных установят пороговое значение — 60 баллов. «Возможен и другой путь — введение повышающих коэффициентов для профильных предметов,— сказал «Ъ» господин Кузьминов.— Главное, чтобы на мехмат не было отбора по знанию русского языка, как сейчас происходит».
В Минобрнауки не смогли официально прокомментировать инициативу ректора ВШЭ, однако источник в ведомстве заявил, что предложения «позитивно обсуждаются и с большой долей вероятности будут приняты». Как стало известно «Ъ», министерство уже разослало в вузы письмо с просьбой оценить новацию, обязывающую олимпиадников сдать профильный ЕГЭ минимум на 75 баллов (а не 70 баллов, как предлагает ректор ВШЭ).
«Мы обсуждали эту норму на совете по олимпиадам. Подавляющее большинство участников было резко против,— заявила «Ъ» генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.— Такие предложения свидетельствуют о непонимании всей идеи олимпиад. Участники ЕГЭ ищут стандартное решение, а на олимпиадах важнее нестандартное». Она не согласна и с упреками в коррумпированности олимпиадного движения: «У госэкзамена низкий уровень общественного доверия, поэтому предложения лечить олимпиады с его помощью просто смешны». Напомним, что этим летом ЕГЭ оказался в центре множества скандалов: задания оказались выложены в интернет еще до экзаменов, а школьники жаловались на многочисленные нарушения в пунктах приема. На прошлой неделе Генпрокуратура подвела итоги собственной проверки ЕГЭ, заявив, что «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в вузы наиболее способных и подготовленных учащихся».
Предложение ввести барьер в 60 баллов для непрофильных предметов также не нашло одобрения у ректоров, которые хотят самостоятельно устанавливать проходной балл. «Почему именно 60 баллов? Это никак не обоснованно. Вуз, особенно региональный, имеет право находить своего абитуриента и предъявлять ему свои требования. Попытка администрировать все из центра — какая-то тоталитарная утопия»,— говорит госпожа Каширина.
Особенно критикуют предложения ВШЭ главы крупных региональных вузов. «Норма о 70 баллах является лишней и весьма жесткой. Фактически это является выражением недоверия олимпиаде, но у нас в вузе все победители прекрасно учатся, — говорит ректор Южно-Уральского госуниверситета Александр Шестаков.— И надо понимать, что ребята, которые мотивированы на сдачу ЕГЭ, уезжают в столицу, где больше бюджетных мест». «Региональные олимпиады позволяют оставлять одаренных детей в регионах. И если раньше большая их часть уезжала, теперь мы удерживаем выпускников здесь,— соглашается ректор Тихоокеанского госуниверситета Сергей Иванченко.— Но с появлением обязательной сдачи ЕГЭ они задумаются: идти к нам через олимпиадную льготу или же поступить в московский вуз по ЕГЭ. Естественно, большинство выберут столицу».
«Единственное, что я могу посоветовать региональным вузам,— стать конкурентоспособными»,— прокомментировал опасения коллег Ярослав Кузьминов.
См. также:
2 декабря 2013. Пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников