• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке разрушат мифы о профессиях

Московские новости. 2013. № 529. 22 мая

Преподавать в лицее будут университетские преподаватели, имеющие опыт работы со школьниками
Преподавать в лицее будут университетские преподаватели, имеющие опыт работы со школьниками
Самые популярные московские вузы в этом году получат финансирование от департамента образования для создания собственных новых лицеев. Одним из первых университетов такое право получила Высшая школа экономики. Директор-организатор лицея Вышки Наталья Любомирская рассказала «Московским новостям», чем он будет отличаться от уже существующих подобных школ при вузах столицы.

— Если сейчас школьник напишет в «Гугле» «лицеи при вузах Москвы», поисковик выдаст ему целый список. Чем ваш лицей будет отличаться от других?

— Наш лицей является подразделением университета — это другой юридический статус. Департамент образования Москвы при этом будет финансировать обучение детей, но все, что касается образовательных программ, остается на наше усмотрение. Сейчас мы проходим лицензирование и аккредитацию, после этого будем работать по новым образовательным стандартам старшей школы — по которым в России пока никто не работает.

Если сравнивать с теми школами при университетах, которые создавались в 1970-е годы специальными постановлениями правительства — в основном это были физико-математические школы. Когда в свое время (в 1992 году. — «МН») Джордж Сорос создал фонд, который распределял деньги пропорционально количеству ученых, занятых в той или иной сфере, выяснилось, что в нашей стране физиков больше, чем в любой другой стране мира.

— Как появилась идея?

— В марте этого года департамент образования Москвы провел опрос среди школьников, в какие вузы они хотят поступить. По словам заммэра по социальным вопросам Леонида Печатникова, пять вузов оказались самыми популярными. На создание так называемого предуниверсария первой согласилась Высшая школа экономики.

— А у лицея Вышки определенного профиля, значит, не будет?

— Строго говоря — нет, поскольку основная идея нового образовательного стандарта — это формирование индивидуальных программ обучения. В некоторых российских школах уже используют индивидуальные учебные планы, но в рамках стандарта это впервые. Конечно, поскольку лицей в составе Высшей школы экономики, заявки присылают будущие экономисты, лингвисты, политологи, востоковеды и математики, но мы не ждем, что к нам пойдут дети, которые хотят стать врачами или естествоиспытателями. Наш лицей — многопрофильный в рамках социально-экономического и гуманитарного направлений. В этом году мы набираем только два десятых класса, всего 50 человек. В будущем году мы планируем набирать ребят уже с 8-го класса, по 4 класса в каждой параллели.

Конкурс заявок для желающих поступить будет идти до конца мая. Одно из вступительных испытаний — эссе, в котором школьник должен написать, как он видит свое будущее, почему хочет учиться в лицее, в этом эссе мы попросили поступающих написать и о том, какие предметы они хотели бы изучать на профильном уровне.

В основном пишут дети, которые видят себя в будущем экономистами, юристами, некоторые — бизнес-информатиками. Но мы не будем привязывать их к жесткому профилю, они сами начнут формировать свои учебные планы, выбирать предметы для углубленного изучения. И общая параллель — вот эти 50 человек — в итоге будут разбиваться не на классы, а на небольшие учебные группы, состав которых может быть разным в зависимости от изучаемого предмета.

— Каким вы видите ученика вашего лицея?

— Мы ждем активных, разносторонних ребят, которые с удовольствием работают в командах, участвуют в волонтерских мероприятиях, ходят в походы и т.д. Жесткий академизм в этом возрасте вредит, они должны попробовать все, а не углубляться в университетскую программу. В лицее будут работать преподаватели Вышки, но десятиклассники — это еще не студенты, к ним нужен другой подход. Для нас главное, чтобы они больше узнали о разных профессиях. Сейчас их выбор основан скорее на мифологии. Ну как 15-летний ребенок представляет себе работу экономиста? Вот тот сидит за компьютером, потом выходит, садится в BMW и куда-то едет. Некоторые так и пишут в эссе: «Хочу стать экономистом, чтобы ездить на BMW»…

— Примете такого в лицей?

— Да почему бы и нет. Кроме эссе, у нас будет еще два этапа отбора — тестирование по русскому языку, иностранному и математике, которое позволит нам оценить знания поступающего, и затем собеседование, которое мы проводим для того, чтобы лично познакомиться с учеником и чтобы у него была возможность пообщаться с нами.

— Хобби для автора эссе тоже будет плюсом?

— Да, безусловно. У нас уже есть ребенок, который занимается айкидо, скаут, девочка, которая играет на саксофоне, — хобби может быть любым, главное, чтобы подросток не был зациклен на учебе. Я в своей педагогической практике встречала таких детей — золотая медалистка, которая свои пятерки из учителей просто вытряхивала, у нее больше ничего в жизни не было. И учителя ставили — лишь бы отстала. Вот этого не хочется. Но понятно, что в основном заявки из гимназий, это дети-отличники.

Мы их попросили в заявке еще написать свои предполагаемые отметки за 9-й класс — интересно посмотреть, насколько здраво они себя могут оценивать в этом возрасте. Если кто-то напишет, что получит на ГИА одни пятерки, а потом придет с тройками в аттестате, но при этом хорошо сдаст тестирование — мы его возьмем, но будем уже кое-что про него понимать.

— Кстати, зачем в тестах математика — вдруг кто-то на культуролога потом, например, хочет учиться?

— Мы не отбираем математиков, но мы будем суммировать баллы по всем трем предметам, и по тому, какую часть теста ребенок напишет лучше, станет ясно, над чем с ним надо будет поработать. Иногда проблемы с математикой у ребенка в десятом классе могут быть связаны с тем, что у него не отработан навык приведения дробей к общему знаменателю в пятом. То же самое с иностранным языком — сейчас некоторые школы заявляют, что преподают английский на углубленном уровне, а дети не очень владеют языком. И наоборот, ребенок может прийти из простой школы, но допустим, он каждое лето ездит в Великобританию, поэтому свободно говорит по-английски, допуская огромное количество грамматических ошибок. Так что это просто тестирование, это не экзамен.

— А преподавать в лицее будут исключительно профессора из НИУ ВШЭ? И какая у них будет зарплата, если не секрет? Насколько хватит финансирования от департамента?

— Нет, необязательно, меня саму взяли в университет, чтобы я организовала этот лицей, хотя изначально никакого отношения к Высшей школе экономики я не имела. Но замысел именно такой — работают в лицее университетские преподаватели, которые при этом имеют опыт работы со школьниками. Некоторые преподаватели ВШЭ уже сейчас работают с детьми на факультете довузовской подготовки — вероятно, основная нагрузка у них будет в вузе, но при этом они будут вести также занятия с лицеистами. Кроме того, по субботам мы планируем устраивать для ребят встречи с профессионалами отрасли, потом выложим записи этих встреч на Youtube. Что касается зарплат — этот вопрос пока не обсуждался, но наверняка не меньше, чем в других школах. Пока ясно только одно — в этом году в госфинансирование мы не уложимся, поэтому часть нагрузки университет возьмет на себя.

— В лицеи, созданные при поддержке правительства Москвы, смогут поступить только москвичи. А вы не планируете в будущем все-таки набирать школьников еще из регионов?

— Здесь есть определенная коллизия, связанная с тем, что у нас подушевое финансирование, и мы не хотим брать плату с родителей. Обучение в нашем лицее для всех совершенно бесплатное. Московское правительство пока готово нам платить, что с подмосковным — еще неясно, хотя мы принимаем заявки ребят из ближнего Подмосковья. Это проблема не только нашего лицея — есть очень много детей, которые зарегистрированы в Москве, но учатся в Подмосковье, и наоборот. Сейчас между обоими правительствами готовится соглашение об обмене школьниками, когда оно будет подписано, мы сможем брать детей, скажем, из Дубны. Кроме того, Вышка продолжит сотрудничать с другими школами, планируется создание из них целых кластеров: школы будут взаимодействовать между собой при поддержке университета.

— Ожидаете ли вы, что ваши выпускники будут поступать потом именно в Вышку? И как будете создавать атмосферу школы — сделаете для них в сентябре какой-нибудь обряд посвящения?

— Нет, у нас нет плана жестко готовить под Вышку: поступление в лицей вовсе не означает поступление в университет. Конечно, мы надеемся, что после лицея они захотят поступить в Вышку, и уровень лицейской подготовки, конечно, будет высоким, они смогут претендовать на поступление и к нам, и в другие престижные вузы. Мы не будем препятствовать, если они выберут другой университет или даже поедут учиться за границу. Что касается атмосферы, лицеисты будут создавать ее сами, мы не будем ничего им навязывать, а лишь будем прислушиваться в первую очередь к их идеям. Думаю, в сентябре мы выберемся с первым набором куда-нибудь вместе на неделю или больше, чтобы все между собой познакомились. Надеемся, что студенты Вышки нам в этом помогут.

 

Источник: http://www.mn.ru/society_edu/20130522/347090779.html