• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не пускать ни родителя, ни фрилансера

Учительская газета. 2013. № 48. 26 ноября

Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году стало главной темой Всероссийского форума, организованного Общественной палатой РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

Череда скандалов, связанных с госэкзаменами этого года, оставила в сознании общественности глубокий след. Небывалое количество выявленных нарушений в очередной раз позволило усомниться в качестве подобного способа оценки знаний. Оказалось, что ЕГЭ, призванный дать каждому равные возможности доступа к высшему образованию, способен еще сильнее углубить пропасть между теми, кто готов сдавать экзамен честно, и теми, кто способен воспользоваться связями и средствами. Втянутыми в эту имитационную работу оказываются порой и директора школ, и педагоги... Есть ли все же какая-то сила, которая может беспристрастно отстаивать честность и прозрачность госэкзаменов? Об этом говорили на Всероссийском форуме «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», организованном Общественной палатой РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при информационной поддержке «Учительской газеты». Напоминаем, что в «УГ» на протяжении месяца публиковались колонки общественных наблюдателей.

Поле битвы – ЕГЭ

То, что в этом году на госэкзаменах было выявлено большое количество нарушений, признал и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он отметил, что в сравнении с прошлым годом, когда их число составило около 700, на этот раз речь идет о более чем 1,5 тысячи. Тем не менее, по его словам, дело не в том, что стали значительно чаще пытаться обойти правила сдачи экзамена, а в том, что чаще стали фиксировать сами нарушения. Их основные виды напомнил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев: всевозможные форматы списывания в пунктах проведения экзаменов, попытки помочь отдельным выпускникам, в том числе со стороны организаторов, и т. д. В качестве законной, но в определенной степени сомнительной тенденции Анзор Музаев назвал существенное увеличение числа досрочно сдающих. В ряде случаев это может говорить о том, что часть выпускников хочет таким образом обеспечить себе незатруднительную сдачу экзамена при пониженном внимании организаторов.

Руководитель Федерального центра тестирования Сергей Пономаренко продолжил список фактов недобросовестного поведения в процессе сдачи ЕГЭ. Он упомянул пресловутые мобильные телефоны и даже присутствие посторонних в момент сдачи экзаменов и т.д.

Все эти нарушения, по словам Дмитрия Ливанова, определили необходимость изменений в экзамене 2014 года. В частности, Минобрнауки России предполагает ввести новшества в технологию экзамена, усилить его информационную безопасность. Также будет осуществляться сертификация пунктов проведения экзаменов, изменится и схема доставки КИМов, также будет расширена практика видеонаблюдения. Кроме того, как отметил Дмитрий Ливанов, большую роль может сыграть и повышение значимости общественного контроля.

Кто вы, общественный наблюдатель?

Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение» добровольческое общество - достаточно узкая прослойка населения. В среднем, по словам председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования Ярослава Кузьминова, это 3% жителей страны. Хотя у 37% россиян достаточно активная общественная позиция. По данным исследования, это те, кто состоялся в профессии, у кого крепкие семейные тылы, они чаще чувствуют себя счастливыми. По сути, это и есть тот потенциальный круг людей, которые могли бы контролировать ЕГЭ, если поймут, как.

С 2011 года, когда было принято решение об институционализации общественных наблюдателей, их число постоянно растет. Так, по данным ОП РФ, в 2011 году их было около 60 тысяч по всей стране, в 2012 году - чуть более 86 тысяч, в этом году их количество превысило 100 тысяч. В числе общественных наблюдателей, по словам первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования Любови Духаниной, чаще всего оказываются представители общественных организаций и объединений (65%). Также встречаются частные лица (15%), представители государственных и муниципальных органов (5%), СМИ (3%), политических партий (2%). Уточнил эту статистику Анзор Музаев, отметив, что, естественно, большая часть общественных наблюдателей работает в основные сроки проведения ЕГЭ и на обязательных предметах. Причем в среднем по России в одном ППЭ находятся 5 общественных наблюдателей. Тем не менее в ряде регионов это количество может едва ли дотягивать до двух, в то время как в других составляет более 10. Впрочем, по словам Анзора Музаева, некоторые регионы не спасло от скандалов даже большое число общественных наблюдателей. Эту мысль поддержал Сергей Пономаренко, отметив, что, например, в Республике Дагестан в этом году было 2364 наблюдателя, но тем не менее при всех существующих нарушениях ими не было сделано ни одного замечания.

В то же время пока в стране до сих пор в ходу соревнование регионов по принципу, где лучше сдадут ЕГЭ, наблюдателям достаточно трудно работать эффективно независимо от территории. Поймаешь за руку юного нарушителя, а к чему это приведет? Нанесешь урон репутации региона и испортишь жизнь ребенку. Кто отважится на такой шаг? Пусть списывает.

Чтобы изменить подобное отношение, по словам директора центра образования «Царицыно» №548 г. Москвы Ефима Рачевского, необходимо, чтобы в числе общественных наблюдателей не было ни родителей, ни прессы, ни фрилансеров, ни безработных. Найти людей, готовых к этой работе и удовлетворяющих таким требованиям, нелегко. Точно так же, как трудно найти работодателя, который свободно отпустил бы своего активного, добросовестного сотрудника на две недели, пока идут экзамены, и причем с сохранением заработка. Непросто найти и такого человека, который свободно, не задумываясь, отправится, к примеру, из Санкт-Петербурга в Махачкалу за свои деньги.

В этой связи председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин занял достаточно радикальную позицию, подчеркнув, что, действительно, едва ли кто-то поедет из своего родного города за тысячи километров. И нельзя ставить в пример общественным наблюдателям на ЕГЭ их коллег на выборах, поскольку здесь людям хотя бы платят. А что можно спрашивать с родителей учеников выпускного класса, которых чуть ли не в принудительном порядке отправили наблюдать? Будущее, по мнению Виктора Панина, за независимым институтом наблюдения, который должен располагать на эту работу определенным бюджетом.

Впрочем, при желании на каждое сомнение может найтись решение. Так, например, председатель президиума Всероссийского студенческого союза Антоний Швиндт заявил, что лучших общественных наблюдателей, чем студенты, которые сами недавно были на месте выпускников и сдавали ЕГЭ, просто не найти. Кроме того, они легки на подъем. С этой точкой зрения согласился Ярослав Кузьминов, отметив, что они не только поедут в отдаленные уголки, но и найдут в себе моральные силы противостоять возможному давлению, поскольку в силу возраста еще не склонны в большинстве случаев к компромиссному мышлению.

Положительные примеры конструктивной работы общественных наблюдателей продемонстрировали гости форума от «Учительской газеты». Так, директор лицея №369 Санкт-Петербурга Константин Тхостов предложил привлекать к деятельности общественных наблюдателей бывших работников региональных и муниципальных органов управления образованием, как это делается в их регионе.

Согласился с этим и второй гость - Наталия Черкасова. Она уже более пяти лет работает общественным наблюдателем в Великом Новгороде. В основе всего именно кадры. Можно приглашать и бывшее активное учительство, и членов региональных общественных палат, и т. д. Но тем не менее всех надо учить быть общественными наблюдателями. Кроме того, по словам Наталии Черкасовой, было бы эффективно тренировать навыки наблюдателей точно таким же образом, как школьники сегодня тренируются сдавать ЕГЭ. При таком подходе общественные наблюдатели с течением времени «вызреют» и станут настоящими профессионалами.

Больше прав и обязанностей

Чтобы работа общественных наблюдателей не становилась лишь формальностью, необходимы серьезные меры. И не только в области образовательной подготовки самих наблюдателей, но и нормативного закрепления их прав. Целую программу преобразований предложил Ярослав Кузьминов, отметив, что необходимо расширить права общественных наблюдателей, разрешив им доступ ко всем этапам экзамена: от вскрытия конвертов до сканирования результатов. С этим согласился Сергей Пономаренко, подчеркнув, что необходимо их присутствие даже в конфликтной комиссии. Ведь порой бывает так, что ребенок заслуженно надеется на повышение балла, подавая апелляцию, а в итоге отметку, наоборот, снижают, причем незаконно.

Кроме того, по словам Ярослава Кузьминова, общественное наблюдение настолько полезная инициатива, что необходимо распространить ее и на Всероссийскую олимпиаду школьников и другие виды олимпиад, потому что через них проходят, по сути, половина тех, кто учится в ведущих вузах страны.

В целом, как отметил Ярослав Кузьминов, эти попытки совершенствования института общественного наблюдения могут остановить мошенничество, но важно, чтобы для него не было мотивов и на более высоком уровне. И это заставляет обратить внимание на еще одну проблему, которая пока не решена. До сих пор ЕГЭ остается мерилом качества работы целых регионов и их руководителей. Впрочем, очевидно, что менее обеспеченный материально-технической базой регион может показать результаты ниже, чем столичный. Ценность такого измерителя изначально является сомнительной. В то же время из-за этой зависимости искажается работа региональных органов управления образованием по проведению ЕГЭ.

Любовь Духанина поддержала ранее высказанные предложения, отметив, что в числе прочего важно определить и санкции по выявленным нарушениям, продумать, каков должен быть механизм реакции на заявление общественного наблюдателя. Что будет значить для ребенка или для школы, если в акт впишут конкретную фамилию и конкретное нарушение? Каковы будут санкции за отсутствие реакции или неоперативный отклик на замечания общественного наблюдателя? Главная задача, которую в итоге должны решить все эти меры, - обеспечить независимость и объективность проведения госэкзамена. Только в таких условиях, по словам Любови Духаниной, можно формировать доверие к ЕГЭ.


P.S. Более подробно с предложениями общественных наблюдателей, отбор которых в ходе подготовки к форуму вела «Учительская газета», вы можете ознакомиться по адресу: http://www.ug.ru/ege2014.