Недешевая работа
Статья по итогам исследования заместителя директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислава Капелюшникова «Производительность и оплата труда: немного простой арифметики»
Одной из причин отставания российской экономики от развитых стран справедливо называют низкую производительность труда. Практически общепринятым считается убеждение, что рост зарплат в России опережает темпы увеличения производительности труда и труд в России неоправданно дорог. Почти столь же распространенным является представление о недооцененности российских работников и низких затратах бизнеса и государства на труд.
Рост зарплат и производительности в минувшие 15 лет не был равномерным. В течение 6 лет из 15 быстрее увеличивалась производительность труда, пик превышения (17,6%) отмечался в 1999 г. На протяжении остальных девяти лет рост производительности труда уступал темпам повышения зарплаты, наибольшим (10,3%) отставание оказалось в 2009 г. Результаты нового исследования Ростислава Капелюшникова из Высшей школы экономики «Производительность и оплата труда: немного простой арифметики» позволяют говорить о том, что зарплаты и производительность в отечественной экономике по результатам 15 лет находятся в равновесии.
Динамика роста производительности труда и зарплата в разных отраслях экономики отличаются. Производительность труда в обрабатывающих производствах росла быстрее зарплаты 6 лет из 10 в период 2003-2012 гг., еще два года эти показатели были равными. Зато зарплата работников, занятых в распределении электроэнергии, тепла и воды, те же 6 лет из 10 повышалась быстрее производительности труда. Возможно, это одна из причин быстрого роста цен на услуги ЖКХ.
Тезис об удорожании российской рабочей силы также не вполне корректен. Доля оплаты труда в ВВП остается такой же, как и в конце 1990-х гг., — около 50%.
Доля официальной зарплаты в ВВП при этом снизилась с 39,8 до 36%. Доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости (ВДС) в промышленности снизилась с 47% в 1997 г. до 37% в 2012 г. и сопоставима с показателями 2000 г. Ситуация в разных сферах экономики разная: доля официальной оплаты труда в ВДС в добыче нефти и газа сократилась с 27 до 10%, в добыче угля — с 89 до 33%, в автомобильной промышленности — с 78 до 64%. За это же время доля зарплаты в ВДС в издательской деятельности, а также в распределении тепла и воды выросла. Тем не менее говорить о чрезмерных затратах на рабочую силу вряд ли следует: с учетом неофициальных выплат она сопоставима с аналогичными показателями других постсоциалистических стран.
Причины отставания в производительности труда отчасти заключаются в ее изначально низком уровне по сравнению с передовыми странами. Но не только. Это следствие медленного развития «умной экономики», где добавленная стоимость создается за счет новых разработок и высокотехнологичных производств. Нежелание частного бизнеса закупать новое оборудование и обучать персонал современным технологиям отражает нестабильность правил игры на рынке, слабые гарантии собственности и страх перед произволом государства.