• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Канторович: списывание не безобидная шалость, а правонарушение

РИА Новости. 27 июня 2011

Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович о скандалах, преследующих ЕГЭ-2011.

ЕГЭ-2011 преследует скандал за скандалом. Школьники нанимают для сдачи экзаменов посторонних лиц и прибегают к различным техническим устройствам для списывания. Как пресечь и искоренить подобные нарушения? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович.

— Григорий Гельмутович, после череды скандалов со списыванием на ЕГЭ снова заговорили о "вреде" экзамена. Можно ли связывать два эти факта — списывание и совершенствование контроля за уровнем образования?

— Считать, что ЕГЭ как таковой приводит к списыванию, нельзя. Списывали и раньше, но введение в России нового вида экзамена совпало с технологическим прогрессом — списывать стало намного проще. Образовательное сообщество должно быть готово к тому, что любители списывания будут продолжать использовать технологические достижения себе во благо. Уже сейчас появляются компьютеры, неотличимые от наручных часов. Значит скоро абитуриенты придут сдавать экзамены уже с компьютерами вместо мобильных телефонов…

— Что можно этому противопоставить?

— Тот же технический прогресс: глушить сигнал сотовой связи в помещениях, где проводится ЕГЭ. НИУ ВШЭ уже семь лет это делает на своих олимпиадах. Разумеется, такое решение имеет свои недостатки. Из нашего опыта: когда мы глушим сотовую связь в аудиториях, расположенных на первом этаже нашего здания, мобильные телефоны у людей, проходящих мимо по улице, перестают работать. Но я, честно говоря, не вижу в этом большой проблемы. Правда, сотовая связь нужна в самом здании и сотрудникам…

Возможно, имеет смысл использовать опыт Южной Кореи. Там во время проведения экзаменов, аналогичных нашему ЕГЭ, провайдеры по договоренности с государством ограничивают доступ к целому ряду сайтов.

— А может быть,  изменить что-то в заданиях, чтобы списывать стало затруднительнее?

— Если что-то в ЕГЭ и провоцирует списывание, то это его продолжительность. Все специалисты по тестам утверждают: быстрота решений — так называемая "плотность тестов" — является важным показателем качества знаний. Ведь все задания ЕГЭ по той же математике (кроме задач группы "С") решаются элементарно и очень быстро. На написание ЕГЭ в его нынешнем виде вполне достаточно одного часа. Четыре часа — это лучший подарок для списывающих, позволяющий им обойти любые наши технологические заслоны, отпросившись с экзамена по естественной надобности.

Еще один способ усложнить списывание — перенести написание ЕГЭ на компьютеры (доступ в Интернет — заблокировать). Компьютер для каждого школьника будет генерировать индивидуальный вариант задания. Однако такое решение предполагает некоторое удорожание процедуры. Кроме того, опять-таки нужно сократить время экзамена.

— В одной из московских школ вместо школьников ЕГЭ писали студенты. Как можно избежать таких ситуаций?

— Образовательному сообществу пора понять: против него работает организованная преступность, большой преступный бизнес, чья деятельность, в конечном счете, вредит нам всем. Ситуации, когда в одной школе сразу несколько студентов (причем одного и того же вуза) пишут ЕГЭ за школьников, возможны только в одном случае: когда те, кто проводит экзамен, в курсе происходящего. Это недопустимо. Такие случаи нужно расследовать и доводить расследования до конца.

К сожалению, даже при наличии такого желания у органов управления образованием это не так просто, как кажется. У нас в Вышке был случай, когда за абитуриента в олимпиаде принял участие студент другого вуза, использовавший чужой паспорт. Мы вызвали милицию, составили протокол. Однако тут же явился прекрасно подготовленный юрист, который начал доказывать, что владелец паспорта его просто потерял, а человек, писавший за него олимпиаду, "пошутил". Мы добились возбуждения уголовного дела по статье "Мошенничество", но дело было спущено на тормозах.

Возможно, стоит перенести ЕГЭ из школ в органы управления образованием. У последних нет очевидной заинтересованности в результатах того или иного ребенка. И необходимо, чтобы те, кто проводит ЕГЭ, имел к этому соответствующую подготовку, что не всегда так.

Однако самое главное — необходимо изменить отношение к коррупции в области образования. ЕГЭ и технический прогресс наконец сделали ее более явной. Нужно осознать, что лица, пишущие ЕГЭ за других или подсказывающие ответы по телефону, совершают серьезное правонарушение. Пора перестать закрывать на это глаза.