Общественная палата хочет ликвидировать ЕГЭ в школах
На заседании круглого стола по проблемам ЕГЭ-2011 члены Общественной палаты составили пакет предложений о преобразовании Единого госэкзамена. Комментируют Ярослав Кузьминов и Артемий Рожков.
На заседании "круглого стола" по проблемам ЕГЭ-2011 члены Общественной палаты составили пакет предложений о преобразовании Единого госэкзамена. Признав, что идея независимого тестирования прогрессивная, в ее исполнении общественники нашли много "червоточин". Эксперты требуют предусмотреть в Уголовном и Административном кодексах ответственность за нарушения при ЕГЭ, устранить учителей от организации процесса, разделить экзамен на два уровня сложности и записывать на видео все этапы тестирования.
Все новшества будут рассмотрены 19 июля на заседании комиссии по совершенствованию ЕГЭ при президенте.
— Десять лет назад, когда экзамен вводился, его поддерживали 50% россиян, а сейчас только треть, — заявил ректор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. — Благодаря ЕГЭ доля провинциальных студентов в престижных столичных вузах выросла вдвое, объем коррупции при поступлении с 10 млрд упал до 1,5 млрд. Но недостатки все дискредитируют.
Первым делом эксперты предлагают отделить экзамен от школы. Сейчас результаты ЕГЭ применяются для оценки качества работы педагогов. Естественно, последние любыми способами стараются добиваться высоких показателей. Организаторами процесса аттестации необходимо сделать независимых людей.
— Сегодня из-за пробелов в законодательстве привлечь к ответственности организаторов нельзя, — поясняет директор центра правовых прикладных разработок НИУ ВШЭ Артемий Рожков. — Юридически они не являются должностными лицами.
Для "прозрачности" и укрепления градуса народного доверия фамилии экзаменаторов, их звания и регалии следует публиковать на специальных сайтах. В Общественной палате настаивают и на "рассекречивании" составителей контрольно-измерительных материалов (КИМов).
Другое нововведение — ввести видеопротокол всех этапов экзаменов. И дать возможность наблюдателям присутствовать на всех процедурах — начиная от вскрытия конвертов с заданиями до проверки результатов. Сейчас общественников допускают только в кабинеты, где школьники решают задачи.
Предлагается либерализовать и процедуру апелляции. "Нужен мораторий на снижение баллов по результатам апелляций, — считает ректор НИУ ВШЭ Кузьминов. — Эта репрессия отпугивает от поиска справедливости примерно треть "пострадавших".
Также правозащитники требуют обеспечить всем школьникам равные права.
— Поступило много жалоб из регионов о том, что затягиваются сроки оглашения оценок, — рассказывает заместитель председателя комиссии по образованию Общественной палаты Любовь Духанина. — А поскольку временной промежуток для подачи апелляции ограничен, дети просто не успевают подать их. Кроме того, лишь в Москве выпускникам давали возможность ознакомиться со своими работами.
Реформе должна подвергнуться и структура экзамена. В Общественной палате предлагают разделить ЕГЭ на два уровня сложности: обычный и продвинутый. Базовые тесты будут необходимы для получения аттестата и поступления в колледж. Вузы могут маневрировать и указывать в правилах приема, какого уровня сертификат по математике или русскому они желали бы видеть. Минимальные пороговые баллы по каждому предмету предлагается также устанавливать в начале учебного года. Сейчас минимумы оглашаются Рособрнадзором уже после начала проверки работ. Это дает возможность чиновникам в случае необходимости занижать порог и тем самым уменьшать количество двоек.
Во время "круглого стола" Общественной палаты своими методами борьбы с коррупцией на ЕГЭ поделился министр образования Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов. Все первокурсники татарских вузов обязаны написать повторный тест по ЕГЭ.
— Обычно мы фиксируем падение результатов ЕГЭ в институте на 16,5%, — говорит Гильмутдинов. — Но в прошлом году был случай, что девушка, пришедшая в медвуз с 80 баллами по химии, повторный тест написала на 7 баллов. Видеозапись на пунктах сдачи экзаменов мы уже давно практикуем. Выявляются вопиющие случаи. У нас в одном из районов зафиксировано, как учителя входят в кабинет, берут работы, выносят, потом заносят.
Используется ЕГЭ и для повышения профессионального уровня педагогов. При аттестации татарские учителя пишут по своему предмету ЕГЭ.
— Вначале сопротивлялись и возмущались, — сетует министр. — Но потом стыдно стало. Поначалу, особенно по английскому и географии, у педагогов средний балл был гораздо ниже, чем у детей. Сейчас — подтянулись.
Рожков Артемий Игоревич