Быстро не получится
По мнению научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина локомотивами модернизации могли бы служить либерализация экономики и повышение деловой активности.
В ближайшие годы России не грозит "вторая волна" кризиса, а цены на нефть будут держаться на уровне 80-120 долларов за баррель. Но если не состоится модернизация, страна потеряет экономические перспективы и сползет в стагнацию.
С таким предупреждением выступил вчера научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Ясин.
И пояснил, что нынешний четырехпроцентный рост экономики — это отскок после кризиса 2008-2009 годов, послекризисный рост цен на сырье. Но больше такие факторы работать не будут.
Однако и модернизация модернизации, как оказалось, рознь. Ясин нарисовал три развилки этого движения. Первый путь — "модернизация сверху". В этом случае инициатива всех преобразований в стране исходит от власти, в инновации вкладываются государственные деньги и средства мобилизованного бизнеса. Такой сценарий и реализуется сейчас. "Но в будущем у такого варианта вряд ли будут перспективы, — прогнозирует Ясин. — Максимум, что можно получить от "модернизации сверху", это прирост экономики в 1-2 процента в год". Они сохранятся на десятилетия, и к 2050 году доля ВВП на душу населения увеличится примерно в два раза — до 26 тысяч долларов в год. В идеале же необходимо, чтобы российская экономика росла темпами пять процентов в год.
Второй путь Ясин окрестил как "решительный рывок". Для него необходима модернизация политической системы в сторону либеральной демократии. Однако к такому варианту развития событий Ясин относится скептически — для этого необходимы организованные силы и запрос в обществе, чего, по мнению эксперта, нам как раз и недостает.
И, наконец, третий вариант "модернизация снизу", или постепенное развитие. Оно, уверен Ясин, и является наиболее вероятным развитием событий. "Это шаги в сторону развития демократических процедур и институтов, но медленные, постепенное приучение к демократии". Ясин, правда, признал, что этот путь потребует проведения наиболее существенных реформ, в том числе в социальной сфере. И, возможно, из числа непопулярных. Необходимы значительные институциональные преобразования и масштабная приватизация, в результате которой доля госсектора должна сократиться с 50 до 15-20 процентов. Не исключено, впрочем, переход на такую траекторию потребует времени и, возможно, будет сопровождаться некоторым спадом по сравнению с первым сценарием. Однако в итоге, по его подсчетам, темпы роста экономики окажутся все же выше, а душевой ВВП к 2050 году достигнет примерно 36 тысяч долларов.