Закон обо всем и навсегда?
В Общественной палате прошло заключительное обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ». До 17 ноября будет подготовлено итоговое экспертное заключение, которое отправят в Госдуму. Есть шанс, что предложения учтут во втором чтении.
Суть претензий к законопроекту, который прошел массу обсуждений и согласований, сообщил председатель Комиссии по развитию образования ОП РФ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Всего экспертами проработано более 200 поправок из 21 региона. Не рассматривались «благие пожелания и идеи, противоречащие программным документам государства по модернизации образования».
Из принципиальных вопросов первое, что нужно прописать в законе, по мнению ректора Вышки, — норму, запрещающую прием абитуриентов в вузы со слабыми знаниями по профильным предметам. Другими словами — необходимо закрепить минимальные пороговые значения ЕГЭ, которые предоставят человеку право учиться в высшем учебном заведении бесплатно. Если этой нормы в законе не будет, то продолжится профанация образования, считает Ярослав Кузьминов.
Еще одно предложение — установить прямой законодательный запрет на введение промежуточной и итоговой аттестации в дошкольных образовательных учреждениях. Это станет гарантированным заслоном его формализации. Кроме того, необходимо расширить права учащихся и их родителей по получению всей информации о деятельности учебных заведений, в том числе финансовой.
Коммерческим организациям — крупным предприятиям, имеющим свои учебные центры, следовало бы на конкурсной основе предоставлять бюджетное финансирование для подготовки востребованных реальным сектором экономики специалистов.
Самая громкая и скандальная тема, по словам Ярослава Кузьминова, связана со школьным репетиторством: «По странному и даже, можно сказать, детективному стечению обстоятельств из законопроекта постоянно исчезает норма, предусматривающая оказание педагогами платных образовательных услуг ученикам своей школы. Ее надо обязательно оставить».
Замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко пояснил, почему эта норма то появляется, то исчезает. Законопроект прошел три этапа согласований, было пять версий документа. Заключительный — межведомственный — оказался «самым изматывающим для министерства». С 25 ведомствами Минобрнауки в итоге смогло договориться, с 7 — нет. По многим вопросам пришлось искать компромисс, репетиторство — один из них. Эту норму отвергло Министерство юстиции, решившее, что ее правовые механизмы реализации сомнительны.
Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин выступил за предоставление дополнительных возможностей ведущим вузам России (федеральным и национальным исследовательским). Они выполняют роль больших экспериментальных площадок, поэтому должны иметь свободу маневра. Например, надо прописать в законе возможность создания школ при вузах.
Ведущим вузам также необходимо предоставить право самостоятельно признавать документы об образовании иностранных студентов и преподавателей.
Директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский пожаловался, что в Общественную палату поступает такое огромное количество предложений, которые пытаются учесть все сферы жизни. Пишут обо всем на свете, даже о кормлении грудью. Многие объединения и организации — казачество, землячество и т.д. «пытаются застолбить свое место в законе».
«Общее впечатление от этих замечаний — большинство людей законопроект не читали, — резюмировал Ефим Рачевский. — И второе — многие считают, что закон должен быть про все. Несмотря на все эти иллюзии, мы реально опасаемся, что упустим какие-то важные положения. Поэтому еще 2–3 недели готовы принимать предложения. Новый закон об образовании мы принимаем лет на 20. И он не должен обрасти бесчисленным количеством поправок».