Бог дал России нефть, чтобы она выучилась
В сентябре 2013 года в Институте образования НИУ ВШЭ впервые открывается аспирантура по педагогике. Там будут готовить исследователей, участвующих в формировании государственной политики в сфере образования. О развитии педагогики в России и мире и особенностях подготовки кадров для образования в интервью РИА Новости рассказал директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.
— Александр Михайлович, можно ли говорить об отставании российской педагогики от мировых стандартов? Или в этой науке у нас свой путь?
— Советская педагогика долгие годы развивалась автономно от мировых исследований в сфере образования, поэтому у нас до сих пор сохранилось множество устаревших, неиспользуемых и непереводимых понятий и категорий. Кроме того, в России всегда была не слишком сильна традиция эмпирического изучения педагогической реальности: немногие знают, как проводить подобные исследования, мало кто занимается ими на практике. Ежегодно издается огромное количество ненужной теоретической литературы, которая почти не влияет на практическую педагогику.
Но, безусловно, в советской педагогике были некоторые идеи и теории, которые стоит развивать, — например, всемирно известную теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Львом Выготским.
Так что Россию нельзя назвать отсталой в плане развития педагогики. Просто необходимо снова восстановить связь с мировой педагогической наукой, утраченную в конце 20-х годов прошлого века, снять с диссертаций по педагогике клеймо второсортности и ненаучности, что особенно важно после недавних диссертационных скандалов.
— Существует ли на Западе педагогика как отдельная наука?
— В Германии есть специальная наука «allgemeine padagogik» (общая педагогика), в свое время заимствованная Россией.
В большинстве англоязычных стран считается, что образование – это скорее область применения других социальных и гуманитарных наук, практическое поле деятельности. То есть, у них нет отдельной науки – педагогики, зато есть социология образования, философия образования, история образования, культурная антропология образования… И эта модель в мире преобладает, поскольку она более практикоориентирована.
— То есть российская педагогическая наука тоже должна больше ориентироваться на практику?
— Образование в России существует на деньги налогоплательщиков, поэтому интересы населения должны быть приоритетными. У нас много пробелов в вопросах изучения образования, мы не знаем элементарных вещей – например, недостаточно исследований, показывающих, от чего зависит успеваемость учеников в классе.
Если мы в ближайшие 10-15 лет не модернизируем нашу образовательную систему, то Россия надолго останется на задворках истории. Образно говоря, Бог дал России нефть, чтобы она выучилась. Так что времени на развитие собственной традиции теоретической педагогики уже нет.
— Разделяют ли эту идею в российских педагогических вузах?
— В педагогических вузах проходит важная работа – они готовят «учительство» для страны, у них своя функция, поэтому не стоит их критиковать огульно. Теоретические исследования важны, но они тоже должны помогать решить насущные практические задачи, которые стоят перед системой образования нашей страны.
— Где учат на исследователя в сфере образования? Ведь такого направления подготовки в российских вузах нет.
— Подготовка «новой породы» исследователей образования – это и есть задача нашей новой аспирантуры. В этом году Институт образования впервые начал набор в аспирантуру по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», которая рассчитана на выпускников самых разных вузов и факультетов.
Наши аспиранты будут участвовать в научно-исследовательских проектах – изучать реальность, а не только книги своих предшественников. При проведении исследований они смогут использовать современные количественные методы и базы данных. Предусмотрены стажировки в зарубежных университетах и публикация работ на английском языке. И выпускники нашей аспирантуры смогут давать практические рекомендации тем, кто формирует государственную политику в сфере образования.
— Прислушивается ли государство к выводам исследователей в сфере образования?
— Разумеется. За примером далеко идти не нужно — вступивший в силу с 1 сентября закон «Об образовании в Российской Федерации» был написан при участии Института образования ВШЭ, причем разработчики опирались не на размышления ученых, пусть и очень авторитетных, а на данные, которые им предоставлялись. Многие новшества в образовании последних лет — образовательные стандарты, профильное обучение и прочее – тоже были разработаны с опорой на инновационные исследования.