• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19 российских университетов вошли в топ-100 рейтинга QS

Известия. 16 декабря 2013

Почти два десятка российских вузов вошли в новый рейтинг университетов английской компании Quacquarelli Symonds (QS) — QS World University Rankings по странам БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). Методология учитывает особенности развивающихся экономик этих стран и позволяет сравнить вузы на равных основаниях по следующим показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация.

В результатах рейтинга доминируют университеты из Китая. В топ-100 вошли 40 вузов, 22 вуза — в топ-50 и семь — в первую десятку. 17 позиций в рейтинге занимают университеты из Бразилии, 16 — из Индии и восемь — из Южной Африки. Из России в рейтинг попали 19 университетов, из них только МГУ вошел в топ-10, заняв третье место, а шесть отечественных вузов вошли в топ-50.

— Неудивительно, что в рейтинге лидирует Китай, учитывая размер его экономики и населения, а также огромные ресурсы, которые сейчас вкладываются в развитие высшего образования страны, — говорит глава Исследовательского центра QS Бен Саутер.

В общей картине расположение топ-10 российских вузов в рейтинге QS выглядит следующим образом: МГУ (3-е место), СПбГУ (14-е место), НГУ (22-е место), МГТУ имени Баумана (33-е место), МГИМО (37-е место), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (47-е место), НИУ ВШЭ (50-е место), МФТИ (55-е место), ТГУ (58-е место) и МИФИ (65-е место).

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев отмечает, что у каждого рейтинга имеются свои особенности, и в этом году МФТИ впервые подавал данные на участие в них. 

— В рейтинге Times по вузам технического профиля мы на 63-м месте, наравне с МГУ. Если брать рейтинг БРИКС, то он чуть-чуть поближе к реальности, потому что стран участвует меньше. Я думаю, что наше место близко к закономерному, но, конечно, не в полной мере отражает уровень нашего развития. Ряд позиций, которые важны для рейтинга, были на периферии нашего внимания, но сейчас мы стали уделять им больше внимания. Мы надеемся, что поднимемся еще выше в ближайшие годы, — заверил он «Известия».

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров добавил, что существующие рейтинги не отражают полную картину в отношении России.

— Если данный рейтинг не соответствует общему (QS топ-500), то это всегда вызывает много вопросов и появляются сомнения в его справедливости. Подобные рейтинги в силу многих причин, в том числе и политических, не сильно показывают российские университеты, их просто не видно, — заявил Александров. — Необходимо сделать так, чтобы даже через такие рейтинги на наши вузы обратили внимание. В мире должны понимать, что мы не такие слабые, какими нас хотят показать.

Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин считает, что подобные «узкие» рейтинги всё же свидетельствуют о конкурентоспособности российских вузов.

— В этом рейтинге мы можем увидеть, как наши вузы соперничают с активно развивающимися китайскими, индийскими и другими учебными заведениями. Поскольку в международный рейтинг QS российские вузы попадают не в таком количестве (там конкуренция куда выше), то подобный рейтинг полезен тем, что мы хотя бы знаем с какими вузами мы сейчас соперничаем, — полагает Фрумин. — В общем рейтинге у нас представлено 7–8 вузов, а в рейтинге стран БРИКС можно посмотреть уже на 19. Нам нужно видеть и оценить международное позиционирование наших вузов хоть в каком-то разрезе.

— Россия показала хорошие результаты, и я надеюсь, что реализация проекта повышения конкурентоспособности вузов страны найдет свое воплощение в позитивной динамике университетов, — говорит Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии. — Развитие университетов в странах БРИКС является приоритетом, необходимым для поддержания роста экономик, что невозможно без инноваций, передовых научных исследований и подготовки высококвалифицированных выпускников.