• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственный стандарт образования

Ингушетия. 2002. № 137. 21 декабря

...На парламентских слушаньях в Думе Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и сопредседатель Российского общественного совета но реформе образования (РОСРО), объявил, что начинается обсуждение общественностью проекта школьных стандартов. Обсуждение с общественностью очень важно для создателей стандартов.
"Впервые правительство сделало шаг к тому, чтобы заняться содержанием образования. И какой всплеск! - заметил Ярослав Кузьминов. - Главное - чтобы общество повернулось к школе и поняло, что от этой школы хочет"...

ЗАКОН ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
При обсуждении путей развития нашей школы особое место уделяется Государственному стандарту образования (ГОС), споры о котором порой ведутся без точного знания предмета. А потому совершенно необходимо объяснить читателю, что же представляет из себя ГОС.
Первое и самое главное - ГОС не является "министерской выдумкой", "чиновничьей инициативой". В действующей ныне с лета 2002 года. редакции закона "Об образований" записано: "Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и полного и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом" (ст.7.) Из этого в частности, следует, что до принятия подобного закона ни Правительство, ни тем более Министерство образования не имеют юридических полномочий вводить какой бы то ни было образовательный стандарт для школы.
Соответствующий федеральный закон пока не принят, идет работа над подготовкой поправок второго чтения. Они включают и точное определение, что такое ГОС. Оно было предложено на заседании у министра образования Владимира Филиппова с участием ведущих специалистов и независимых экспертов. Итак, цитируем:
"Государственный стандарт общего образования - совокупность норм, в обязательном порядке определяющих минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, объем учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-учебному. лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению".
Попросту говоря, здесь есть три важнейших составляющих. Первое - в каком объеме учителя должны предоставлять ученикам знания. Второе - в каком объеме можно спрашивать с ученика, какие требования к нему предъявлять. И третье - в каком объеме школа должна обеспечивать учебный процесс. То есть впервые в истории отечественного образования определяются не только требования государства к учителям и ученикам, но и требования государства по отношению к самому себе.
Проблема, однако, в том, что ГОС порой трактуется совсем по-другому. Например, как инструмент полной унификации образования на всей территории России. Некоторые люди (и это позиция! ) хотят, чтобы введение стандарта "навело порядок". Для них главное - это возникновение единообразия в школьной жизни. И не стоит спешить с осуждением таких устремлений. Этим людям важен принцип централистского планирования образования. Сводится он к следующему. Некие супер-ученые вырабатывают в Москве "подлинно-научные" основания для "формирования содержания образования", после чего оно, "подлинно-научное". Начинает принудительно вводиться в школьную жизнь. По это уже невозможно. Нынешнее состояние школьной жизни в стране весьма многообразно, а потому потребовались бы серьезные усилия для реализации такого принципа.
ГОС и не мыслится как точное определение того. чему конкретно, как конкретно учить детей, стандарт не должен представлять собой методические разработки по физике и химии, утвержденные федеральным законом. Введение стандарта должно решить множество важных и реальных проблем образования, среди которых главная - определение нормативного финансирования школы. А ведь есть еще и вопросы санитарных норм, определения единых требований к учебно-материальной базе (обеспеченность глобусами и компьютерами, оборудование кабинетов физики и химии). Наконец, ГОС позволит заняться решением такой проблемы, как снижение нагрузки на ученика, о чем говорят уже на самом высоком уровне.
Вот такие проблемы, действительно, не грех решать и в Думе, на обсуждение которой никто не собирается выносить рекомендации учителям по трактовке образа Онегина или по проведению лабораторных работ по химии. Речь идет и будет идти лишь об объеме необходимых знаний и о взаимных обязательствах государства и школы. Задача эта крупномасштабна и амбициозна. Достаточно сказать, что на сегодняшний день, например, в Англии стандартизованы лишь английский язык, естествознание и математика. У нас же планируются стандарты по всем предметам. Естественно, надо учитывать пожелания всех участников учебного процесса. Так, поступает много предложений от региональных руководителей образования. Некоторые из них полагают, что в первые два-три года следует вводить ГОС в экспериментальном или добровольном порядке. В обсуждении активно участвуют представители научных и общественных институтов. При этом министерство не отбирает кадры. а собирает их. Так что ни о какой ведомственной закрытости обсуждения и принятия решения речь идти не может. Тем более, что последнее слово останется за депутатами Государственной думы. И никакой спешки в принятии закона, но которому будет жить наша школа. нет и не будет. Такова принципиальная позиция Министерства образования, которое инициировало отмену прежних сроков (1 декабря 2002 года) обсуждения этой проблемы в парламенте страны, поскольку сочло необходимым более полную и глубокую проработку государственного образовательного стандарта.

КТО УТОПИЛ МУМУ?
Наиболее бурного и скандального общественного обсуждения удостоился проект школьного стандарта по литературе.
На парламентских слушаньях в Думе Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и сопредседатель Российского общественного совета но реформе образования (РОСРО), объявил, что начинается обсуждение общественностью проекта школьных стандартов. Обсуждение с общественностью очень важно для создателей стандартов.
"Впервые правительство сделало шаг к тому, чтобы заняться содержанием образования. И какой всплеск! - заметил Ярослав Кузьминов. - Главное - чтобы общество повернулось к школе и поняло, что от этой школы хочет".
"Если не будет достигнуто согласие 90 процентов участников обсуждения - мы просто не примем законопроект о стандартах", - заверил журналистов заместитель министра образования Виктор Болотов.
Однако достичь согласия оказалось труднее всего. Это стало понятно па открывшем серию общественных обсуждений в РОСРО заседании по проекту стандарта по литературе.

НУЖНА ЛИ ЛИТЕРАТУРА ШКОЛЕ?
В школе советского периода литература занимала ведущее место в школе: этот предмет включал в себя обществознание, религиоведенне, основы права, истории искусств, этики и эстетики. Прошло время, запретные предметы (под разными названиями) появились в школьной программе. Предмет школьной литературы, заменявший их, превратился в то, чем он изначально являлся.
Вокруг стандарта по литературе столкнулось старое и новое понимание этого предмета. Старое заключается в следующем: литература есть основа основ образования. Она требует совершенно особого места в школьной программе и многочасовых напряженных занятий.
Новое считает, что литература - один из школьных предметов, почтенный, но равноправный с географией, информатикой или основами экономики.
Во время общественного обсуждения па РОСРО старое мнение высказала литературовед Мариэтта Чудакова. "Литература как школьный предмет должна знакомить с корпусом российского общепризнанного литературного наследия, - заявила она. - Знакомый с нею понаслышке лишен чего-то, что невозможно восстановить другими средствами. Поэтому обучение литературе следует проводить жестко. В младшей школе ученик должен уметь отличить ямб от хорея. Дойдя до старшей школы, русский человек должен знать наизусть значительную часть Евгения Онегина и "Горя от ума" Грибоедова".
"Давайте спустимся с небес российской литературы на грешную землю современной российской школы, - возразил ей учитель Евгений Бунимович. депутат Московской городской думы. - Ни один ученик современной школы не ответит сегодня, что такое ямб или хорей. Хорошо это или плохо? Возьмите другой пример, Шостакович - великий композитор. Большинство учеников российских школ никогда не слышали музыки Шостаковича - и не умирают".
"Лучше всего, если в средней школе вообще не будет русской литературы - не потому. что она плохая, а потому. что хорошая, высказал парадоксальное мнение критик Андрей Немзер. - И уже во всяком случае надо убрать из школьного курса литературу XX века - она требует мощной исторической рефлексии, а такая рефлексия с трудом дается даже в системе высшего образования".

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗОЛОТОЙ КАНОН?
"При работе над проектом стандартов нам было необходимо определить, что входит в общекультурный стандарт. Эту проблему мы до конца не решили", - незадолго до обсуждения в РОСРО сказал журналистам заместитель министра образования Виктор Болотов.
Нерешенная проблема отозвалась отчаянным непониманием среди общественности.
Опрошенные, какие произведения русской и зарубежной литературы они предпочли бы видеть в школе, эксперты от общественности привели создателей стандарта в отчаяние. Каждый присутствующий называл свой список, который почти ни в чем не совпадал с другими.
Например, вот какой список литературы предложил бывший Председатель Гособразования СССР, ныне один из руководителей первого негосударственного Международного университета в Москве Генадий Ягодин. Но его мнению, в школе должны быть прочитаны: Фонвизин, Грибоедов, Лев Толстой, Островский, Тургенев. Тютчев. Салтыков-Щедрин, Некрасов. Достоевский. Чехов. Блок, Маяковский, Есенин. Ахматова, Твардовский. Шолохов, Шукшин, Бродский, Бердяев и Флоренский. А из зарубежной литературы школьникам следует познакомиться с Гомером, Свифтом, Гюго, Сент-Экзюпери.
Понятно, что для изучения такого замечательного списка не хватит даже двух уроков литературы в день.
Виктор Болотов, заместитель министра образования, признал:
"Мы пытаемся создать золотой канон русской литературы расширительным способом. Но чем больше произведений в списке, тем меньше шансов, что ты это прочтешь".

ПОКИДАЯ РАЙ
Авторы стандартов по литературе пообещали общественности, что главные "ляпы" будут из их проекта убраны. К недоразумению относится необходимость изучения в курсе древнерусской литературы "Велесовой книги" - фальшивки 40-х годов XX века. Будут заменены и другие "перлы" разработчиков: "Литература в период социалистического строительства" или "Усложнение функций пейзажа в литературе".
Главный вопрос: о том, какие произведения изучать в курсе школьной литературы - на общественном обсуждении так и не был решен. Одно понятно: список обязательной литературы будет сокращаться. Созданная рабочая группа еще раз пересмотрит проект стандарта, чтобы сделать его более применимым к условиям современной школы.
Об окончательном решении группы мы узнаем весной. В декабре законопроект о стандартах будет принят Думой без стандартов. Стандарты будут введены три месяца спустя распоряжением правительства...
Впрочем, надо приготовиться к тому, что сказал на обсуждении критик Андрей Немзер:
"Рая на земле не будет, рая в преподавании русской литературы в школе не будет тоже".