• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто утопил Муму? Наиболее бурного и скандального общественного обсуждения удостоился проект школьного стандарта по литературе

Кавказская здравница. 2003. № 6. 14 января

На парламентских слушаниях в Думе Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и сопредседатель Российского общественного совета по реформе образования (РОСРО), объявил, что начинается обсуждение общественностью проекта школьных стандартов. Обсуждение с общественностью очень важно для создателей стандартов.
"Впервые правительство сделало шаг к тому, чтобы заняться содержанием образования. И какой всплеск! - заметил Ярослав Кузьминов. - Главное - чтобы общество повернулось к школе и поняло, что оно от этой школы хочет".

На парламентских слушаниях в Думе Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и сопредседатель Российского общественного совета по реформе образования (РОСРО), объявил, что начинается обсуждение общественностью проекта школьных стандартов. Обсуждение с общественностью очень важно для создателей стандартов.
"Впервые правительство сделало шаг к тому, чтобы заняться содержанием образования. И какой всплеск! - заметил Ярослав Кузьминов. - Главное - чтобы общество повернулось к школе и поняло, что оно от этой школы хочет".
"Если не будет достигнуто согласие 90 процентов участников обсуждения, мы просто не примем законопроект о стандартах", - заверил журналистов заместитель министра образования Виктор Болотов.
Однако достичь согласия оказалось труднее всего. Это стало понятно на открывшем серию общественных обсуждений в РОСРО заседании по проекту стандарта по литературе.

НУЖНА ЛИ ЛИТЕРАТУРА?
В школе советского периода литература занимали ведущее место, этот предмет включал в себя обществознание, религиоведение, основы права, истории искусств, этики и эстетики. Прошло время: запретные предметы (под разными названиями) появились в школьной программе. Предмет школьной литературы, заменявший их, превратился в то, чем он изначально являлся.
Вокруг стандарта по литературе столкнулось старое и новое понимание этого предмета. Старое заключается в следующем: литература есть основа основ образования. Она требует совершенно особого места в школьной программе и многочасовых напряженных занятий.
Новое считает, что литература - один из школьных предметов, почтенный, но равноправный с географией, информатикой или основами экономики.
Во время общественного обсуждения на РОСРО старое мнение высказала литературовед Мариэтта Чудакова. "Литература как школьный предмет должна знакомить с корпусом российского общепризнанного литературного наследия, - заявила она. - Знакомый с нею понаслышке лишен чего-то, что невозможно восстановить другими средствами. Поэтому обучение литературе следует проводить жестко. В младшей школе ученик должен уметь отличить ямб от хорея. Дойдя до старшей школы, русский человек должен знать наизусть значительную часть Евгения Онегина и "Горя от ума" Грибоедова".
"Давайте спустимся с небес российской литературы на грешную землю современной российской школы, - возразил ей учитель Евгений Бунимович, депутат Московской городской думы. - Ни один ученик современной школы не ответит сегодня, что такое ямб или хорей. Хорошо это или плохо? Возьмите другой пример. Шостакович - великий композитор. Большинство учеников российских школ никогда не слышали музыки Шостаковича - и не умирают". "Лучше всего, если в средней школе вообще не будет русской литературы - не потому что она плохая, а потому что хорошая, - высказал парадоксальное мнение критик Андрей Немзер. -И уж во всяком случае надо убрать из школьного курса литературу XX века - она требует мощной исторической рефлексии, а такая рефлексия с трудом дается даже в системе высшего образования".

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗОЛОТОЙ КАНОН?
"При работе над проектом стандартов нам было необходимо определить, что входит в общекультурный стандарт. Эту проблему мы до конца не решили", - незадолго до обсуждения в РОСРО сказал журналистам заместитель министра образования Виктор Болотов.
Нерешенная проблема отозвалась отчаянным непониманием среди общественности.
Спрошенные, какие произведения русской и зарубежной литературы они предпочли бы видеть в школе, эксперты от общественности привели создателей стандарта в отчаяние. Каждый присутствующий называл свой список, который почти ни в чем не совпадал с другими. Например, вот какой список литературы предложил бывший Председатель Гособразования СССР, ныне один из руководителей первого негосударственного Международного университета в Москве Геннадий Ягодин. По его мнению, в школе должны быть прочитаны Фонвизин, Грибоедов, Лев Толстой, Островский, Тургенев, Тютчев, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Достоевский, Чехов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Твардовский, Шолохов, Шукшин, Бродский, Бердяев и Флоренский. А из зарубежной литературы школьникам следует ознакомиться с Гомером, Свифтом, Гюго, Сент-Экзюпери.
Понятно, что для изучения такого замечательного списка не хватит даже двух уроков литературы в день.
Виктор Болотов, заместитель министра образования, признал: "Мы пытаемся создать золотой канон русской литературы расширительным способом. Но чем больше произведений в списке, тем меньше шансов, что ты это прочтешь"

ПОКИДАЯ РАЙ
Авторы стандартов по литературе пообещали общественности, что главные "ляпы" будут из их проекта убраны. К недоразумению относится необходимость изучения в курсе древнерусской литературы "Велесовой книги" - фальшивки 40-х годов XX века. Будут заменены и другие "перлы" разработчиков: "Литература в период социалистического строительства" или "Усложнение функций пейзажа в литературе".
Главный вопрос - о том, какие произведения изучать в курсе школьной литературы - на общественном обсуждении так и не был решен. Одно понятно: список обязательной литературы будет сокращаться. Созданная рабочая группа еще раз пересмотрит проект стандарта, чтобы сделать его более применимым к условиям современной школы.
Об окончательном решении группы мы узнаем весной. В декабре законопроект о стандартах будет принят Думой без стандартов. Стандарты будут введены три месяца спустя распоряжением правительства.
Впрочем, надо приготовиться к тому, что сказал на обсуждении критик Андрей Немзер: "Рая на земле не будет, рая в преподавании русской литературы в школе не будет тоже".