• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет "Эврики" принят

Управление школой. 2003. № 12. 23 марта

24 марта в Высшей школе экономики состоялось очередное заседание Российского совета развития образования (РОСРО). На этот раз в повестке дня был один вопрос - "Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы".

24 марта в Высшей школе экономики состоялось очередное заседание Российского совета развития образования (РОСРО). На этот раз в повестке дня был один вопрос - "Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы".
Но если вы подумали, что общественность и ведомство наконец-то решили от общих слов перейти к осовремениванию высшей школы, - то вы ошибаетесь.
И если вы думаете, что это правительство или бизнес-сообщество решило все-таки повернуть университеты в сторону рынка или обратиться в правительство с новой доктриной экономического развития общества, основанного на знаниях, то вы снова ошибаетесь.
Просто Всемирный банк подготовил свой очередной доклад с описанием современных направлений развития профессионального образования.
И РОСРО собрал элиту для обсуждения и толкования этих современных направлений.
Было представлено ведомство: министр В.Филиппов, его первый заместитель А.Киселев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке А.Шишлов, руководство Московского представительства Всемирного банка, сопредседатели РОСРО А. Кокошин и Я.Кузьминов, первый заместитель Миннауки М.Кирпичников. Явлен был в полной мере и ректорский корпус, кроме МГУ, и было много представителей прессы.
Основным докладчиком выступил Джамиль Салми, заместитель руководителя сектора образования Всемирного банка, а в обсуждении приняли участие и ректоры, и представители министерства.Основной тезис доклада Всемирного банка: знания сегодня - один из основных двигателей экономического развития. Отсюда: "образование без границ", глобальный рынок человеческого капитала, современные способы предоставления образования.
В докладе отмечается, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой системы высшего образования не готовы к жесткой конкуренции, а государства, вместо того чтобы подталкивать высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и более чуткому реагированию на потребности глобальной конкурентной экономики, стремятся жестко контролировать вузы.
Вообще стилистика доклада и его обсуждения резко контрастировала с привычным в таких случаях набором российских убаюкивающих терминов.
Никакой "образовательной полиции". Никаких "государственных, образовательных стандартов". Никакого жесткого регулирования аспирантур или других научных структур.
Особенное раздражение ректоров вызвала перспектива развития "университета без стен", интернет-университетов, дистанционного образования и других видов виртуального обучения.
И, конечно, в итоге обсуждения со стороны российских участников все свелось к пресловутому "деньги давай! ".
Да еще министр предложил занять немного денег у Всемирного банка, чтобы составить документ, в котором на одной части страницы написать, что есть в мире, а на другой - что нам сделать, чтобы считаться передовыми.
В общем, заседание РОСРО прошло в ритуальном режиме как знак благодарности Всемирному банку за образовательные займы и с надеждой на дальнейшее сотрудничество.
Если учесть, что это было первое заседание за несколько месяцев, то складывается впечатление, что РОСРО превращается в протокольный отдел Минобразования и собирается от случая к случаю по мере надобности разных подразделений ведомства. Роль почетная, но в той же мере и бесполезная.А на следующий день в кабинете первого заместителя министра образования В.Болотова собралась рабочая группа управления сети эвриканских федеральных экспериментальных площадок. Подводились итоги прошлого года и утверждались отчеты Института образовательной политики "Эврика" основанные в свою очередь на отчетах всех ФЭПов.
Докладчиком был В.К.Бацын, и дискуссия велась вокруг соотношения результатов эвриканских ФЭПов и направлений модернизации системы образования.
- Есть ли пересечения эвриканских инициатив с широкомасштабным экспериментом? - спрашивал В.Болотов, и участники искали способы стыковки содержательных результатов инновационных школ с ведомственными площадками.
Кроме того, важной частью дискуссии стала возможность превращения сети в образовательную организацию.
- Вполне возможно создание сети на основе эвриканских центров повышения квалификации, - заявил В.Болотов, - по крайней мере, министерство заинтересовано в том, чтобы "Эврика" проработала различные модели и внесла на эту тему свои предложения.
В дискуссии приняли участие члены рабочей группы - профессора А.Мелик-Пашаев, Н.Веракса, В.Богуславский, начальники управления Минобразования В.Гребнев, А.Баранников.В конце заседания В.Болотов подписал отчеты "Эврики" - министерство приняло работу сети за прошлый год....Опыт взаимодействия инновационной эвриканской сети ФЭП и Минобразования России - непростой, иногда драматический. "Эврика" во многих случаях оппонирует ведомству, министерство иногда выступает с критикой "Эврики". Но при всех расхождениях сохраняется возможность конструктивного взаимодействия, нахождения общего языка и движения вперед.С нашей точки зрения, в этом и есть проявление того, что система образования становится более современной.