• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не летайте паровозами В России может быть сформировано общество, основанное на знаниях. Только когда?

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2003. № 13. 4 апреля

...Участники пресс-конференции много говорили об особенностях высшего образования в нашем Отечестве. Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, для успешного формирования общества, основанного на знаниях, стране необходимо сначала одолеть трудности, оставшиеся от прошлого. То есть прежде всего - отсутствие массового доступа к высшему образованию, проблемы низкого качества и несоответствия образования современным потребностям, а также недостаток гибкости в структурах и методах управления...

Свое видение того, как следует строить современную экономику, предложили сотрудники Всемирного банка (ВБ) на презентации книги-доклада "Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы". Основой труда стал многолетний опыт работы специалистов ВБ и многих других агентств развития по оказанию поддержки и финансирования образования. Доклад представил один из авторов, руководитель сектора департамента образования ВБ Джамиль Салми.
В пресс-конференции, посвященной этому событию, также приняли участие руководитель социальных проектов ВБ Андрей Марков, координатор проектов по образованию ВБ Исак Фурман и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Как отметил Джамиль Салми, способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. За последние годы образ современного специалиста очень изменился. Он уже не представляет собой просто "груду мышц". Нынче требуется высококлассный профессионал и часто достаточно узкого профиля, знания которого доведены до умения преобразовывать в источник прибыли информационные и технические ресурсы. Для формирования этакого работника XXI века и необходимо высшее образование.
Во всем мире вузы переходят к новым формам обучения. На примере западных стран Джамиль Салми продемонстрировал, насколько сегодня изменилась сама высшая школы. Университеты все смелее стремятся использовать инновационные методы обучения и управления. Чрезвычайно популярным стало дистанционное обучение. Все громче призывы к "образованию через всю жизнь". Обновление информации происходит столь стремительно, что некоторые зарубежные вузы вынуждены вводить "срок годности" на свои дипломы.
Всемирный банк готов использовать свою обширную базу данных и финансовые ресурсы, чтобы увеличить потенциал и возможности учебных заведений. Первые проекты ВБ в поддержку высшего образования стартовали в 1970 году. Сейчас банк ведет работу с 110 странами. Позиция Всемирного банка: вкладывая средства в высшее образование, инвестировать будущее, человеческий капитал, снижая при этом социальную напряженность. Без таких инвестиций, которые, на первый взгляд, не дают прямой коммерческой выгоды, общие экономические показатели страны могут снизиться, в лучшем случае - останутся на прежнем уровне.
В деле модернизации высшего образования Всемирный банк сегодня считает наиболее важными вопросы дистанционного обучения, равенства в получении образования, совершенствование научно-технических исследований, развитие информационных технологий, внедрение современных систем управления, создание устойчивых схем финансирования.
Участники пресс-конференции много говорили об особенностях высшего образования в нашем Отечестве. Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, для успешного формирования общества, основанного на знаниях, стране необходимо сначала одолеть трудности, оставшиеся от прошлого. То есть прежде всего - отсутствие массового доступа к высшему образованию, проблемы низкого качества и несоответствия образования современным потребностям, а также недостаток гибкости в структурах и методах управления.
Отвечая на вопросы журналистов, руководитель отдела социальных проектов ВБ Андрей Марков заметил, что некоторые деятели российского образования напоминают людей, продолжающих улучшать и без того самый лучший паровоз. Лучший, потому что ни у кого больше паровозов уже не осталось. Этим, конечно, можно заниматься очень долго и даже повысить КПД машины с 9 до 9,5 процента. Прорыв? Возможно, но все вокруг уже летают на самолетах.
У России, считает представитель Всемирного банка, сегодня существует реальная возможность перестроить свою экономику, уйти от политики использования только собственных природных ресурсов. Активнее заняться развитием высоких технологий, сферы обслуживания, включиться в международную конкуренцию на мировых рынках. Для всего этого необходимы соответствующие человеческие ресурсы.
Сегодня Всемирный банк реализует в России пять программ в области образования. Одна из них - инновационный проект, связанный с поддержкой новшеств в высшей школе и с реформой учебного книгоиздания. В нем участвуют 59 российских вузов. "Цена" проекта - 68 миллионов долларов. Другой проект Всемирного банка в основном ориентирован на общее школьное образование и начальное профессиональное. Его стоимость - 50 миллионов долларов.Новый проект банка касается информатизации. Его будут осуществлять совместно с Минобразования РФ. По оценкам зарубежных специалистов, сейчас России для преодоления "цифрового неравенства" требуется почти два миллиарда долларов. Поэтому новый заем, первый транш которого составит 135 миллионов долларов, призван стать катализатором этого процесса.
В ближайшее время сотрудники ВБ готовят к публикации аналитический доклад о состоянии информатизации в России.
Подробнее с проектами Всемирного бойко можно ознакомиться на сайтах:http:www.worldbonk.org/education/
и http:www. worldbonk.org/education/edstats