• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты будущего Всемирный банк строит их не только на бумаге

Магаданская правда. 2003. № 36. 2 апреля

...Российские особенности перечислил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Наше образование - это прежде всего масштабы: 1,5 млн. человек у нас ежегодно оканчивает школу, чуть меньше поступает в высшие учебные заведения. Потребности российской экономики не соответствуют деятельности образования - это вторая большая проблема. А доступность образования у нас, к сожалению, часто достигается за счет ухудшения его качества. Такой вот тришкин кафтан..."...

Выработкой новых подходов к образованию занимаются не только отечественные теоретики. Необходимость коренных перемен в образовательной сфере давно осознали во всем мире. "Институты и университеты - не просто завершающее звено традиционной системы образования, а важнейший элемент развития человеческих ресурсов для любой страны и мира в целом", - говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) "Формирование общества, основанного на знаниях". На днях это стратегическое исследование о новых задачах высшей школы было представлено на расширенном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). Всемирный банк с 1963 года содействует целому ряду стран в осуществлении образовательных проектов, поэтому для правительства РФ и РОСРО его стратегия имеет большое значение.
Время летит быстро. Не так давно обычная шариковая ручка считалась невероятным изобретением. А сегодня, как отметил в своем выступлении заместитель руководителя сектора образования ВБ Джамиль Салми, "в прошлое уходит университет кирпичный и его место занимает университет компьютерный".
Какой же он - университет будущего? Прежде всего, сотрется понятие "студенческий возраст". Учиться люди будут практически всю жизнь, постоянно возвращаясь в вуз за новыми знаниями. Еще, по мнению Салми, в будущем нас ждет переход к "мультидисциплинарности". Каждому преподавателю предстоит выйти за рамки своего предмета, а это потребует и принципиально новых методик, и принципиально нового оснащения учебного процесса. Студента же ждет переход от пассивного обучения к активному. Сидеть в аудитории и слушать преподавателя нужно будет все меньше, а вот заниматься самостоятельным поиском информации, творчеством - все больше.
"Не бывает попутного ветра для тех, кто не знает, куда плыть", - заключил Джамиль Салми. Иными словами, прежде чем начинать любые преобразования в образовательной сфере, необходимо учесть особенности своей страны и определить, какое образование ей необходимо.
Российские особенности перечислил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Наше образование - это прежде всего масштабы: 1,5 млн. человек у нас ежегодно оканчивает школу, чуть меньше поступает в высшие учебные заведения. Потребности российской экономики не соответствуют деятельности образования - это вторая большая проблема. А доступность образования у нас, к сожалению, часто достигается за счет ухудшения его качества. Такой вот тришкин кафтан...".
Но самая наболевшая проблема российского образования - это, конечно, его хроническое недофинансирование. Себестоимость обучения одного студента по технической специальности - 2200 дол. в год. А у нас государство может дать только 500 дол. И столько же в среднем платит один "коммерческий" студент.
В 2001 году Всемирный банк уже выделил 50 миллионов долларов на реформу системы образования в России. Эти деньги были направлены в так называемые пилотные регионы - Чувашию, Самарскую и Ярославскую области, где модернизация образования проходит обкатку. Если в пилотных регионах эксперименты пройдут успешно, то финансирование распространится на всю территорию России.
Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян, напротив, полагает, что далеко не всегда все решают деньги. "Есть еще содержательная сфера. Сколько бы ни получал профессор - 4,10 или 15 тыс. руб., он будет одинаково читать свои лекции в соответствии со своими знаниями, воспитанием, манерой. За прошедшее десятилетие в стране сделано много при абсолютно нищенском финансировании", - отметил Чубарьян. В качестве одного из способов вывода российского образования из кризиса академик предложил усиление связи академической науки и образования. Одновременно это вдохнуло бы новую жизнь в Академию наук.
"Нам надо создавать условия для изменения форм собственности в высшем образовании", - таково мнение другого участника дискуссии по докладу, ректора Московского экономико-статистического института Владимира Тихомирова. В отличие от стран со "старым капитализмом", где образование может использовать еще и ранее накопленные средства, в российском образовании имеются только два вида денег - государственные дотации и средства населения. По мнению Тихомирова, при передаче большинства российских вузов в частные руки создастся новая масса денег, которую можно будет направить на преодоление отставания российских университетов от зарубежных. Сегодня, к сожалению, это отставание выражается формулой 5+5. Это означает, что наши вузы с пятилетним опозданием воспринимают то, что уже стало повсеместной практикой на Западе, и еще пять лет требуется на раскачку - на преодоление извечного российского консерватизма и боязни перемен.