• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕГЭ дает шанс Главное преимущество единого госэкзамена - в предоставлении равных шансов на поступление в вуз всем российским абитуриентам

Белгородская правда. 2004. № 185. 7 декабря

...Как отмечали участники РОСРО, в течение прошедших пяти лет дискуссии, связанные с образовательной политикой, так или иначе касались темы ЕГЭ. Выступая на заседании, ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что единый экзамен - пример осуществления социальных реформ, затрагивающих значительную часть населения страны...
..."Победители 4 и 5 этапов Федеральной олимпиады будут зачисляться в вузы без экзаменов, - прокомментировал проректор ВШЭ Григорий Канторович. - Ряд победителей 3-го - регионального - тура смогут поступить без вступительных испытаний в местные вузы"...

Недавно в Москве прошло заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО) "Итоги и перспективы ЕГЭ". В нем приняли участие представители администрации президента РФ, Правительства, Госдумы, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, университетов и вузов страны. Известно, что эксперимент по внедрению единого госэкзамена постоянно находится в центре общественного внимания. И хотя новый подход к оценке знаний выпускников по-прежнему вызывает споры, и сторонники и противники эксперимента соглашаются в том, что отечественному образованию необходима независимая оценка качества образования, основанная на общих для всех, удобных и ясных стандартах. Она позволит поступать в вузы на равных всем выпускникам, независимо от места проживания.
В 2004 году в эксперименте по проведению ЕГЭ приняло участие 946 вузов и филиалов, 1536 средних специальных учебных заведений - всего экзамены в такой форме сдавало 982 тысячи человек. На проведение ЕГЭ в следующем году поступили заявки от 78 субъектов Федерации, из которых большая часть уже опробовала эту технологию. В 2005 - 2006 годах по решению коллегии Министерства образования и науки РФ должна завершиться апробация процедуры и технологии единого госэкзамена во всех субъектах Федерации. А в 2006-2008 гг. его планируется ввести по всей стране - принято решение до 15 января 2005 года подготовить проект постановления правительства по этому поводу. Но прежде разработчикам предстоит решить ряд ключевых вопросов: в частности, будет ли ЕГЭ обязательным для всех учащихся, какие еще формы поступления в вуз могут быть предложены абитуриентам и каким образом станут проводить единый госэкзамен.
Как отмечали участники РОСРО, в течение прошедших пяти лет дискуссии, связанные с образовательной политикой, так или иначе касались темы ЕГЭ. Выступая на заседании, ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что единый экзамен - пример осуществления социальных реформ, затрагивающих значительную часть населения страны.
Понятно и то, почему введение ЕГЭ вызывает повышенный интерес и такую неоднозначную реакцию. Именно этот подход четко выявляет степень освоения выпускником образовательного стандарта. Поступление в вуз на основании результатов ЕГЭ не требует личного присутствия на вступительных испытаниях, а значит, предоставляет возможность поступать на равных всем абитуриентам, независимо от их социального положения и места жительства. И, судя по всему, в самом скором времени единый госэкзамен станет таким же привычным, как прежде были устные и письменные экзамены. "Была поставлена задача по разработке системы независимой экспертной оценки знаний, - говорит председатель комитета образования Новгородской области, член коллегии Министерства образования и науки РФ Владимир Аверкин. - Сейчас мы должны давать независимую оценку качества обучения в школах, проверить содержание всех школьных программ с тем, чтобы интерес учащихся к школе возрос. Без независимой оценки качества знаний двигаться дальше нам некуда". При этом смысл школьного образования не должен свестись к одной только подготовке к ЕГЭ. Единый госэкзамен должен стать стимулом к пересмотру качества образовательных услуг и в школах, и в институтах.
Параллельно с последним этапом внедрения ЕГЭ должна получить развитие и система предметных олимпиад, целью которой станет выявление наиболее одаренных учеников. "Победители 4 и 5 этапов Федеральной олимпиады будут зачисляться в вузы без экзаменов, - прокомментировал проректор ВШЭ Григорий Канторович. - Ряд победителей 3-го - регионального - тура смогут поступить без вступительных испытаний в местные вузы". Очевидно, что олимпиады станут еще одним способом конкурсного поступления. Правда, для этого необходимо, как считают эксперты, помимо введения четкой правовой базы, унифицировать оценку результатов олимпиады, а также контролировать их проведение. Кроме того, разумно было бы дать возможность вузам проводить собственные олимпиады. "Есть два момента, свидетельствующих в пользу олимпиад, - считает Григорий Канторович. - Во-первых, такой вариант позволяет выявлять наиболее талантливых ребят. А во-вторых, он необходим для тех, кто нацелен на определенный вуз, конкретную специальность. В таком случае у вузов сохранится мотивация профориентационной работы со школами". Больше того, если вузы сами будут проводить такие олимпиады, они смогут не просто выявлять, но и принимать всех одаренных ребят.
По информации Министерства образования и науки, уже до конца 2004 года может быть принят соответствующий документ, который законодательно определит механизм проведения олимпиад и права вузов. Еще в прошлом году ведомство подготовило новую редакцию Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, также летом 2003 года в Госдуму был внесен законопроект "О внесении дополнений в статью 16 закона "Об образовании" и в статью 11 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект предусматривает предоставление победителям федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников, занявшим 1-е, 2-е и 3-е места, право поступать без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Кстати, определенные практические наработки в этом отношении уже существуют: некоторые вузы зачисляют к себе победителей Федеральной олимпиады, а МГУ им. Ломоносова одним из первых предложил принимать без дополнительных испытаний и ребят, победивших в региональных турах. В том случае, если оба варианта вступительных испытаний будут запущены параллельно, через несколько лет в стране сможет появиться стройная схема объективной оценки знаний. Тогда абитуриент сможет выбирать для себя приемлемый вариант поступления в вуз исходя из собственных возможностей и полученного образования.