• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентоспособна ли наша школа?

Обучение в России. 2005. № 3. 18 марта

3 февраля 2005 года в ГУ-ВШЭ прошел семинар РОСРО (Российский общественный совет по развитию образования) на тему «Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования». Обсуждали результаты участия российских школьников в международных исследованиях - TIMMS и PISA.

3 февраля 2005 года в ГУ-ВШЭ прошел семинар РОСРО (Российский общественный совет по развитию образования) на тему «Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования». Обсуждали результаты участия российских школьников в международных исследованиях - TIMMS и PISA.

Кто на свете всех умнее?
На семинаре РОСРО выяснилось, что еще 10 лет назад в России международные оценки российского образования интересовали только узких специалистов. В 2005 году зал заседаний был полон, присутствовали и выступили даже министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Глобализация ли тому причина, или отсутствие собственных ориентиров качества образования, или просто спортивный интерес бывшей сверхдержавы, проигрывающей международные конкурсы? Эксперимент с отечественным ЕГЭ пока проходил только в отдельных регионах России и, по заявлению руководителей образованием, вряд ли будет единственным способом оценки качества обучения. Эксперты отмечают, что общие тенденции результатов исследований PI5A, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений свидетельствуют о низком уровне российский учащихся в умении работать с различными источниками информации, о невысоком уровне коммуникативных и общеучебных умений.
Исследование TIMSS организуется Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA - выясняется уровень овладения школьными предметами учащимися 4 и 8 классов. Исследование PISA раз в три года проводит Международная организация экономического сотрудничества и развития OESD. Его цель - изучить, как 15-летние учащиеся разных стран применяют полученные знания на практике.
В последнем исследовании PISA 2003 года, в котором участвовали 40 стран, Россия заняла 25-30-е место. Результаты были получены на основе мониторинга, 250 тысяч участников отвечали на вопросы, указанные в тестах, по четырем разделам: математика, чтение, естествознание, решение проблем. Первое место, как и в 2000 году, заняла Финляндия. По математической грамотности российские школьники занимают, как и в 2000 году, 29-31-е место. Уровень чтения и понимания текста снизился по сравнению с 2000 годом. По естественнонаучным дисциплинам уровень средний, но он стал выше, чем в 2000 году. Лучшие результаты по математическим и естественнонаучным дисциплинам показали тинейджеры Гонконга, Японии, Южной Кореи, Нидерландов, Лихтенштейна, Канады, Бельгии.
В менее практичном и более предметном исследовании TIMSS, в котором приняли участие 49 стран, российские достижения оказались выше средних и, например, по математике сравнимы с достижениями Малайзии, Латвии, Словакии, Австрии, США, Литвы и Англии. Лидерами же стали Сингапур, Тайвань, Корея, Гонконг, Япония, где 8-классников, выполнивших международный тест на продвинутом уровне, оказалось от 24 до 44% (по математике и естествознанию помимо продвинутого выделили высокий, средний и низкий уровни). В России на продвинутом уровне ответили всего 6% учащихся. Руководитель Центра оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева в качестве утешения отметила, что есть страны, в которых ни один учащийся при тестировании не ответил на продвинутом уровне. Что касается в России, то отмечено уменьшение числа учащихся с высоким уровнем подготовки.

Не для школы, а для жизни мы учимся
Основные выводы, которые может сделать для себя Россия по итогам международных исследований, такие - несмотря на то что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, в некоторых значимых областях отмечено падение качества образования. Эксперты полагают, что российские школьники резко уступают сверстникам из многих странах мира в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умениярешать практические социально- и личностно-значимые проблемы; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников. Существуют проблемы в умении работать с информацией, читать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме. Нужно совершенствовать умения проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения и т.д.
Оказалось, что российского школьника дезориентируют избыточная информация, комплексные или структурированные знания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов. Трудность представляет даже необходимость определить, к какой области знания относится вопрос, или обоснованно интегрировать знания из нескольких областей.
Озабоченность у российского образовательного сообщества вызывают не очень хорошие результаты по PISA - связь обучения с практикой.Один из вопросов по математике звучал так. В телевизионной передаче журналист показал диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999-м резко возросло число ограблений». Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.«Изюминка» в том, что на диаграмме в крупном масштабе вершинами столбиков, существенно отличающимися по высоте, показаны данные ограблений за 1998-й и 1999 год, но при проекции на шкалу с цифрами разница оказывается буквально в единицы. Эта диаграмма является примером манипуляции общественным мнением. Верно выполнили такое задание в 2000 году 6% российских учащихся, в 2003 году - только 3%.
Одно из заданий по естествознанию было следующим. С помощью комикса (рисованные человечки, подписанные химическими обозначениями кислорода и озона) был показан процесс образования озона. Нужно было объяснить не преподавателю, а «полуграмотному дядюшке» процесс озонообразования. Полностью правильно ответили 18% российских учащихся, более 30% даже не приступили к выполнению.
Ученым удается проследить взаимосвязь между хорошим решением подобных задач и образовательной политикой в стране. Замечено, что хорошее финансирование образования в стране положительно влияет на средние результаты международных тестов, но не гарантируют высоких результатов. Страны с наибольшим числом победителей - те, где значительная автономия школ в принятии решений соединяется с обеспечением равных возможностей в получении полноценного образования; учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации, развита внеурочная и внешкольная деятельность, но дифференциация школ осуществляется преимущественно на старшей ступени и т.д.

Нестандартные решения
Присутствовавший на семинаре РОСРО министр образования и науки России Андрей Фурсенко признался, что пришел послушать, а не выступать, и обратил внимание, что процесс восприятия знаний не менее важен, чем их производство, - ученые часто жалуются, что их разработки не востребованы. В образовании и науке, по мнению министра, не стоит излишне думать о мундире, пошитом сотни лет назад, и если есть какие-то новые позитивные разработки, их нужно использовать и развивать. Причем россияне на мировом фоне всегда были способны на нестандартные решения. Министр даже поведал анекдот о российском автогонщике, который победил, потому что, в отличие от участников из других стран, на прямых участках ехал медленнее, а на поворотах обгонял. Что касается сложившейся в российском образовании ситуации, то, по мнению Андрея Фурсенко, виноваты все, не только министр образования или финансов. Министр должен интегрировать, а не быть законодателем мод.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов поведал, что не всегда чиновникам удается плодотворно взаимодействовать с обществом. Например, на встрече с представителями работодателей выяснилось, что активный интерес к проблеме связи образования и рынка труда у работодателей несколько утихает при рассмотрении конкретных предложений о стандартах образования и т.д. Вообще, у предпринимателей, как выяснилось, хватает «своих проблем» помимо образования, так что проблема связи обучения и практики остается актуальной. Виктор Болотов напомнил о постоянных проверках его ведомством качества образования и о том, что по результатам ЕГЭ запрещено проводить аттестацию учителей. Тем не менее задания и результаты международных тестов будут учитываться при подготовке предметных тестов национального экзамена, и возможен переход системы подобной ЕГЭ «вниз», к девятому классу.
Вступившийся за работодателей представитель «Опоры России» Роман Самсонов предложил активизировать дискуссию в обществе и даже созвать специальный съезд по вопросам образования, но не из одних работников образования.
Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович напомнил, что, хотя Канада, как показало тестирование школьников, среди лидеров, ее молодежь высшее образование тянется получать в США. Депутат даже противопоставил академическое образование и образование, позволяющее разбираться в жизни. По его мнению, первое открывает мир, витая в котором, человек может быть счастлив. Но, если человек слишком рано начнет понимать отношения в обществе, станет ли он от этого более счастливым? Так что вопросы образования и тестирования еще и политические - важно, какие люди нужны Российскому государству.
В связи с плачевными результатами международного тестирования решено было вынести на следующее заседание РОСРО идею о создании особой общественной группы для выработки предложений по совершенствованию образования.