• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование работает против интересов страны

Новая новгородская газета. 2004. № 16. 21 апреля

8 апреля в столице проходило очередное заседание российского общественного совета развития образования (РОСРО).
Доклад "образование в России: проблемы, ресурсы и возможности", включавший последние данные статистики и результаты масштабных социологических опросов, представил его автор - ректор высшей школы экономики и председатель РОСРО Ярослав Кузьминов. Вывод авторов документа не дает поводов для оптимизма: несмотря на предпринимаемые усилия, российская образовательная система не справляется с поставленными задачами.

8 апреля в столице проходило очередное заседание российского общественного совета развития образования (РОСРО).
Доклад "образование в России: проблемы, ресурсы и возможности", включавший последние данные статистики и результаты масштабных социологических опросов, представил его автор - ректор высшей школы экономики и председатель РОСРО Ярослав Кузьминов. Вывод авторов документа не дает поводов для оптимизма: несмотря на предпринимаемые усилия, российская образовательная система не справляется с поставленными задачами.
Школа дает все меньше социальных и коммуникационных навыков, и такую важную общественную функцию, как воспитание, выполняет только семья. Средние специальные учебные заведения не удовлетворяют потребностей рынка труда, выпуская лишь 15% специалистов из 25% необходимых, и этот разрыв продолжает увеличиваться. Вузы за государственный счет готовят ненужных национальной экономике работников. Принцип "равного старта" давно забыт: качественное высшее образование недоступно без связей и денег, начальное и среднее профобразование не обеспечивают "социального лифта" - после ПТУ никто по специальности в вуз не идет, а семьи с низкими доходами не получают при поступлении никакой поддержки. Одновременно все больший кризис наблюдается в институтской науке: вузы, за малым исключением, ищут не таланты, а кошельки.
Главная причина таких "деформаций", отмечается в докладе, - в ресурсной необеспеченности. Однако при том, что средств хронически не хватает, огромные суммы тратятся впустую. Например, малокомплектные сельские школы - настоящие "черные дыры": в год на одного ученика там приходится около $700 (в массовых школах - $300) при запредельно низком качестве образования. В ряде случаев ситуация доходит до абсурда. К примеру, в пересчете на одного учащегося ряд сельских школ получают больше средств, нежели выделяется государством на тот же период для обучения, к примеру, студента МВТУ имени Баумана.
Родители давно смирились с тем, что обучение чада в школе надо подкреплять "добровольными" пожертвованиями. Однако при том, что де-факто присутствует платность школьного образования, она не имеет законной юридической основы. При этом существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 35% средств семей.
В отсутствие каких-либо изменений система образования будет работать против интересов страны.
В докладе приводится комплекс мер, который позволил бы к 2010 г. Изменить ситуацию. Прежде всего, структура системы образования должна быть приведена к исполнению реальных потребностей. Среди предложений доклада, например, предоставление школьникам старших классов большей свободы в выборе предметов и сокращение неэффективной системы среднего профессионального образования (СПО). Начальное профобразование (НПО) предполагается сосредоточить на обучении профессии и сократить до 2-х лет, при этом полное общее образование целиком переходит в систему общеобразовательных школ. В свою очередь, учреждения СПО - техникумы и колледжи преобразуются в 3-годичный технический бакалавриат, поступить в который можно только с полным средним образованием. Таким образом, система отстраивается так, чтобы не давать людям ненужные знания. Аналогично предполагается изменить и систему высшего образования: сначала 4 года бакалавриата и получение общего высшего образования, затем 1-2 года магистратуры с учебой по выбранной специальности.
Одним из принципов реформы должно стать подушное нормативное финансирование, на которое, кстати, в этом году переводятся школы. В соответствии с ним государство выделяет образовательному учреждению средства на каждого учащегося. Помимо этого, естественно, необходимо увеличить государственное финансирование (сегодня оно составляет 3,8% ВВП; для сравнения - в даже в Индии, не говоря о развитых странах, цифра доходит до 4,2%). Предполагается также создать условия для расширения возможностей легального и прозрачного спонсирования образовательных учреждений со стороны семей и предприятий.