• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпийский резерв Что делать с гениальностью?

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2004. № 27. 2 июля

...Ярослав Кузьминов обозначил и основные “олимпийские” проблемы. Главная из них в том, что существующая сегодня система отбора талантов позволяет “пробиться” лишь каждому десятому, а это - “живой укор системе образования”. Нужно не только заниматься поиском гениев, то есть детей с выдающимися способностями, но и перейти к расширенному отбору детей одаренных. По мнению ректора “вышки”, ведущие вузы страны могли бы набирать до 40 процентов первокурсников из числа победителей различных олимпиад...

В рамках Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) в Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) состоялся семинар “Федеральные олимпиады и отбор одаренных детей в ходе модернизации системы образования”. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки, оргкомитетов олимпиад различных уровней, ректоры и преподаватели вузов, школ. Участники семинара обсуждали, способствуют ли всероссийские олимпиады в их нынешнем виде выявлению талантливых детей? Сможет ли система олимпиад стать еще одной формой поступления в вузы, альтернативной единому госэкзамену?
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул:
- Сейчас все усилия направлены на создание механизма, обеспечивающего равный доступ к образованию, и это совершенно справедливо. Но наряду с этой задачей существует и другая - отбор тех, кто не вписывается в рамки стандартной системы оценки знаний.
Ярослав Кузьминов обозначил и основные “олимпийские” проблемы. Главная из них в том, что существующая сегодня система отбора талантов позволяет “пробиться” лишь каждому десятому, а это - “живой укор системе образования”. Нужно не только заниматься поиском гениев, то есть детей с выдающимися способностями, но и перейти к расширенному отбору детей одаренных. По мнению ректора “вышки”, ведущие вузы страны могли бы набирать до 40 процентов первокурсников из числа победителей различных олимпиад.
Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (ФСНСО), заявил, что олимпиады, проводимые отдельными вузами, нарушают конституционные права школьников, в частности, право равного доступа к образованию: для участия в них вузы собирают денежные взносы или организуют платные подготовительные курсы. Кроме того, по его мнению, действующее Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное в октябре 2003 года, не прописывает все условия поступления в вузы через олимпиады. Поэтому участникам семинара В.Болотов пообещал “найти способ легализовать все дельные предложения в виде нормативных актов, поправок в законопроекты, словом, использовать их в реальной практике”.
В этом учебном году в России прошли 16 всероссийских олимпиад для школьников. Но, по мнению участников заседания, не все они соответствуют высокому “олимпийскому” уровню, поэтому часть из них будет упразднена в следующем учебном году, а некоторые изменятся содержательно.
Участники семинара не только обозначили многочисленные проблемы, но и подсказали варианты их решения. В частности, предлагается расширить региональный (третий) этап Всероссийской олимпиады за счет не только допуска к участию в нем победителей предыдущих туров, но и привлечения призеров предварительных заочных олимпиад. Можно ввести в практику олимпиады, проводимые объединениями (или пулами) вузов. Для этого необходимо будет выработать соглашения и механизмы взаимного признания олимпиад разных вузов. Прозвучала мысль и о том, что необходимо создать федеральную систему мониторинга достижений школьников, документирующую все результаты, полученные ими вне классной работы (олимпиады, конкурсы, проекты), а также единую базу данных и систему мониторинга олимпиад. Это позволит держать талантливых детей в поле зрения, а также контролировать содержательный уровень интеллектуальных состязаний.
Большое внимание участников семинара привлекло выступление психологов. Они считают, что необходимо разработать психологическое сопровождение олимпиад. Одаренный ребенок - это огромный потенциал, “но он не знает, что делать со своей гениальностью”.