• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы перестанут быть отраслевыми

Известия. 2004. № 135. 28 июля

В Доме Правительства Российской Федерации прошло очередное заседание Правительственной комиссии по проведению административной реформы

С нового года, вероятно, не будет отраслевых федеральных вузов, их передадут в ведение Агентства по образованию. ПТУ и техникумы уйдут в ведение регионов, а некоторые станут составной частью вузов. С приватизацией киностудий и цирков решено немного подождать.

Таково решение правительственной комиссии по административной реформе, проходившей во вторник в Белом доме.

Комиссия решила: передать вузы, находящиеся в ведении 9 отраслевых министерств - Минтранса, Минздрава, Минсвязи, Минсельхоза и т.д., - в ведение федерального агентства по образованию. До 1 ноября рабочая группа должна проработать процедуры передачи. Вузы, относящиеся к "министерствам со звездочкой", т.е. силовому блоку, пока трогать не будут, сообщил "Известиям" участник заседания комиссии, однако только на этом этапе.

Для чего необходима передача вузов?

 Ярослав Кузьминов, один из идеологов реформы образования, член правительственной комиссии, ректор Высшей школы экономики, говорит, что тем самым можно будет решить две проблемы: резко ужесточить контроль за качеством образования и осуществить реструктуризацию вузов накануне их вступления в рыночные отношения. Другие члены комиссии добавляют, что тем самым вузы будут встроены в общую систему федеральных учреждений образования.

- Сегодня объем финансирования сильно зависит от ведомства, - заявил "Известиям" Кузьминов. - Есть ведомства бедные, такие как Минсельхоз, есть богатые, такие как Минтранс. Рабочая группа должна будет представить предложения, как передать вузы федеральному агентству, чтобы при этом они не потеряли связи с отраслью, научно-исследовательскими центрами, сохранили свои программы бюджетного финансирования.

Члены рабочей группы собираются выйти с таким предложением: разрешить отраслевыми министерствам иметь собственные инвестиционные вузовские программы. Тогда, во-первых, они смогут по-прежнему помогать институту или университету готовить специалистов, в которых нуждается отрасль, причем в нужном количестве. Во-вторых, само министерство сможет выбирать вуз, который хочет поддержать.

Означает ли решение комиссии, что "перемещения" вузов будут отражены уже в бюджете 2005 года?

- Это будет зависеть от эффективности работы Минфина, - полагает Кузьминов. - Если Минфин поддержит инициативу министра науки и образования Андрея Фурсенко, то изменения можно внести уже в бюджет-2005. Если нет - на что и надеются многие ведомства, - тогда решение передвинется на 2006 год.

О чем уже принято решение (и, кстати, оно не вызвало никакого сопротивления и недовольства), так это о передаче в ведение регионов профтехучилищ и техникумов вместе с их финансированием - по расчетам специалистов, на уровень субъектов перейдет порядка $1 млрд в год. "Федеральный рынок труда эти заведения не обслуживает, - объясняет решение Кузьминов, - часть техникумов, полагаю, трансформируется в 3-летний технический бакалавриат, остальные станут скорее техническими училищами". По замыслу авторов реформы образования, 3-летнее обучение и получение степени бакалавра станет спасением для тех, кто хочет видеть своего ребенка с дипломом о высшем образовании (а таких в России, по опросам, 88%). Тем же, кто намерен учиться не просто для "корочки", потом придется поступать в магистратуру.

- Для получения образования люди должны прилагать усилия, - говорит Кузьминов. - У нас же процесс образования становится все более и более фиктивным. К получению диплома относятся как к обычной услуге типа массажа.

При этом "массируют" уже тоже неважно.Средний уровень бюджетной обеспеченности одного студента федерального вуза - $700 в год, - говорят специалисты. - При этом даже самые бедные страны Восточной Европы тратят на обучение одного студента $6-7 тысяч в год".

Наведение порядка среди учреждений образования, "понижение" одних до уровня субъектов и "возвышение" других до единого федерального уровня, считают в Белом доме, позволит понять, кто чего реально стоит, кого и в каких количествах готовит. Следующий шаг - решение, в каких объемах и какие вузы нужно финансировать из федерального бюджета и для подготовки каких специалистов.

Во вторник комиссия по административной реформе обсуждала еще несколько вопросов, которые вызывают споры. В частности, обсуждалось, нужно ли приватизировать киностудии, например "Мосфильм" (интервью об этом читайте на этой странице), и цирки. Обсуждение было тяжелым, оба вопроса решено доработать. Как заметил один из участников, "Минкультуры загрузили таким количеством поручений, которых у него давно не было". А другой удивленно добавил: "Кто бы мог подумать, что у культурного ведомства в ведении столько разных объектов?.."