Синдром Буратино: неграмотный — значит, бедный
Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина о проблеме неграмотности в мире
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) обеспокоена крайне низким уровнем образования детей во многих странах. Согласно докладу организации, около 250 миллионов детей в мире вообще не умеют читать, писать и считать
В ряде регионов дети лишены возможности учиться, а местами квалификация педагогов столь слабая, что проведенные на школьной скамье годы оказываются бессмысленными. По мнению экспертов ЮНЕСКО, глобальный кризис образования оборачивается экономическими потерями в размере 129 миллиардов долларов в год.
За последние годы человечество достигло большого прогресса. Люди живут в космосе, знают, что происходило на Земле миллиарды лет назад, побеждают страшные болезни. Но доступны эти знания далеко не всем. Миллионы детей по всему миру полностью неграмотны, и почти половина из всех имеют лишь элементарные образовательные навыки. С такой базой человек едва ли может рассчитывать на успех в жизни. Его задача — прокормить себя, где уж тут говорить про заботу о будущем. И возникает замкнутый круг: чем менее образованы жители, тем беднее страна и, следовательно, тем слабее образование новых поколений, поясняет директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина:
«Сегодня все рабочие места в любой стране, даже развивающейся, требуют определенных навыков: умения писать, читать, считать и пользоваться современными средствами связи. Уровень начального образования, а многие даже считают необходимым уровень основного общего образования (то есть то, что в России соответствует 9-му классу), — это тот уровень, который сегодня как минимум требует экономика. Если дети этим не владеют сейчас, то дальше им очень трудно найти работу и быть адекватными запросу рынка труда. Фактически это люди, неспособные создавать стоимость, что неизбежно приводит к экономическим потерям».
По данным ЮНЕСКО, хуже всего ситуация с образованием в Южной и Западной Азии, а также в Африке к югу от Сахары. Ходить в школу там имеют возможность около половины детей, но получают начальные базовые знания в итоге менее 30%. Лучше всего ситуация с уровнем среднего образования в Северной Америке и Западной Европе. Правда, в последнее время картину им портят мигранты. Некоторые из них не пускают детей в школу по религиозным соображениям, например, из-за запрета носить хиджаб, а некоторые дети приезжих просто не знают языка в той мере, чтобы понимать учителя.
Впрочем, коренные жители Старого и Нового Света сами сдают позиции в плане уровня знаний. По статистике, только 43% абитуриентов в США имеют необходимые знания для успешного продолжения учебы в высших учебных заведениях. Эксперты отмечают, что эта тенденция наметилась не сегодня. Сейчас видны уже ее результаты — стагнация экономики в США и Европе. В отличие от них Китай сделал государственный акцент на образовании, особенно на изучении в школе точных дисциплин.
В итоге — рост экономики, объемов торговли, промышленный прорыв, говорит заведующий кафедрой социальной философии РГГУпрофессор Евгений Ивахненко:
«В Китае хорошо понимают непосредственную связь между уровнем образования и экономическими успехами. Кстати, в США в лабораториях, где трудовые ресурсы связаны со знанием точных наук, работают в основном выходцы из Китая, Индии, России. Это очень важный аспект. На самом деле в направлениях, связанных с фундаментальными науками, знание точных наук критически важно».
В России среднее школьное образование получают все дети без исключения. А по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 65 лет Россия занимает первое место в мире. Во многом это заслуга еще советской системы обучения. Однако мир шагает вперед. Одна из приоритетных государственных задач сегодня — вывести образование на современный уровень. В связи с этим в стране идет реформа дошкольного, школьного, высшего и аспирантского образования. Кроме того, в начале этого года глава правительства дал поручение профильным ведомствам разработать комплексную программу повышения профессионального уровня педагогов.