• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фрадков дает урок Сегодня правительство России решает, как будет развиваться отечественное образование

Трибуна. 2004. № 221. 9 декабря

...Реформа запаздывает, и образование во многом держится на энтузиазме профессионалов, которые, по выражению сопредседателя РОСРО Ярослава Кузьминова, работают больше не за зарплату, а за совесть. Но по инерции катиться больше нельзя - придут люди, для которых цель - не ученик, а деньги. И все окончательно развалят...

Профессиональное сообщество провело за последний месяц рекордное число заседаний, пытаясь предложить свои рецепты, привлечь внимание Минобразования и науки, якобы замышлявшее что-то нехорошее. Но министр Андрей Фурсенко накануне слушаний в Белом доме сам приехал советоваться с коллегами. На совместное заседание впервые собрались представители Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), Российского союза ректоров (РСР) и Союза директоров средних специальных учебных заведений (СДССУЗ). Там министр фактически презентовал свой доклад на правительстве, из которого следует, что он готов идти навстречу коллегам.
Все вроде бы сошлись на том, что образование не поспевает за изменениями в экономике и в общественной жизни
- из-за этого сейчас вновь и затевается разговор о корректировке реформы, начатой много лет назад. И конкретно - программы модернизации образования на 2001 - 2010 годы.
Реформа запаздывает, и образование во многом держится на энтузиазме профессионалов, которые, по выражению сопредседателя РОСРО Ярослава Кузьминова, работают больше не за зарплату, а за совесть. Но по инерции катиться больше нельзя - придут люди, для которых цель - не ученик, а деньги. И все окончательно развалят.
Как ни крути, а подоплека многих проблем образования - недостаток денег. Президент РСР Виктор Садовничий с грустью констатировал, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, и на эти деньги трудно решать современные задачи модернизации. К тому же в предлагаемых Минобрнауки документах не прописано, какие деньги и на что пойдут.
Статус педагога, определяемый прежде всего его зарплатой, не позволяет улучшить качество и обучения.А с января будущего года учебные и научные заведения будут вынуждены платить земельный налог. "Компенсаций я в своем бюджете не обнаружил", - сетует ректор МГУ. И это несмотря на то, что в текущем году на образование будет потрачено около 5 процентов ВВП.
Но откуда брать дополнительные деньги в стране, где столько всего наболело, указать никто не может. "Вот министра образования Франции уволили за то, что она предложила потратить на образование золотовалютные резервы", - с намеком пошутил Садовничий.
Для решения этих проблем предлагается, помимо увеличения бюджетного финансирования, перейти на отраслевую тарифную сетку преподавателей, радикально повысив им зарплаты. А еще при сохранении главных приоритетов реформы - борьбы за качество и доступность прибавить еще один - привлекательность учебных заведений для инвесторов. При этом и министерство, и образовательное сообщество сходятся на том, что приватизации вузов и школ не будет - для этого пока нет ни экономических, ни социальных предпосылок. Правда, некоторые ректоры опасаются ползучего разгосударствления: перестанет бюджет давать деньги вузу - вот и придется продаваться богатому дяденьке.
Из того, что точно будет, - Единый госэкзамен, хотя окончательное его внедрение продлено до 2008 года. Наряду с олимпиадами он станет основным, но не единственным пропуском в высшую школу. Само же обучение в вузе по предложению министерства станет двухступенчатым - бакалавриат (3-4 года) и магистратура (2 года). В министерстве, похоже, согласны с предложениями резко усилить вузовскую науку. Для этого, как считает Ярослав Кузьминов, необходимо удвоить ассигнования на высшую школу.
Среди новшеств средней школы - создание системы дошкольного образования, которая призвана уравнять шансы детей из разных социальных групп. Кроме того, это позволит частично решить проблему перегрузки учащихся. Ведь число учебных часов в России - рекордное среди развитых стран.
Сегодня 20 процентов выпускников ПТУ не идут работать по профессии. В результате на заводах нет рабочих, а в ПТУ - денег. Предлагается разделить общее и профессиональное образование. И те, кто придет учиться, к примеру, на слесаря, смогут по желанию не утруждать себя получением полного среднего образования.
Как видим, вроде бы ничего сверхреволюционного в программе Минобрнауки нет. К тому же все нововведения предстоит оформить законодательно. Кстати, сегодня же состоятся и парламентские слушания по той же теме. Депутаты решили не откладывать в долгий ящик законодательное обеспечение намеченных изменений в образовании. Действующий Закон "Об образовании" отягощен множеством поправок - нужно готовить новый законопроект.
Но пока подготовлены еще три законопроекта, дополняющие базовый Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (разделение на два уровня - бакалавриат и магистратуру), о внеконкурсном приеме в вузы военнослужащих, прослуживших по контракту не менее 3 лет, об участии работодателей в формировании госполитики в профессиональном образовании. Вскоре они поступят в Госдуму.
А пока, вняв обещаниям министра учесть различные точки зрения, образовательное сообщество сквозь зубы приняло новую реформу Минобрнауки. "Если кто-то скажет, что он знает, как надо делать, - это опасный человек. Но ничего не изменять -тоже преступление". С этой формулой Андрея Фурсенко - министра - по-своему согласился каждый педагог.