• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускной балл Пятая часть школьников может остаться без аттестатов из-за двоек

Российская газета. 2005. № 80. 19 апреля

Около 20 процентов российских детей не осваивают школьную программу в полном объеме. Проще говоря, имеют в годовой ведомости за одиннадцатый класс двойки. Но, по статистике, школу заканчивают 99 процентов учеников, а значит, и двоечники получают аттестаты с положительными оценками. Как перестать врать при итоговой аттестации в школе? Члены Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) предложили свои варианты.

Около 20 процентов российских детей не осваивают школьную программу в полном объеме. Проще говоря, имеют в годовой ведомости за одиннадцатый класс двойки. Но, по статистике, школу заканчивают 99 процентов учеников, а значит, и двоечники получают аттестаты с положительными оценками. Как перестать врать при итоговой аттестации в школе? Члены Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) предложили свои варианты.

Прежде всего надо помнить, что сегодня итоговая аттестация - это в большинстве случаев все-таки единый госэкзамен. В этом году уже 78 регионов страны примут в нем участие. Особенность ЕГЭ - и это прописано в Положении о его проведении от 9 апреля 2002 года - приведение отметок к одному знаменателю, что фиксируется в годовой ведомости. Если разница в один балл, то выставляется в аттестат более высокая отметка, если разница в несколько баллов, то высчитывается среднее арифметическое с округлением опять-таки в большую сторону. Что же получается? Три пишем, два в уме. Двоечник в любом случае получит свою тройку, а вместе с ней и аттестат.
По мнению экспертов, можно пойти самым примитивным путем: просто не выдавать аттестаты этим двадцати процентам. Но тогда ребята потеряют не только право продолжать обучение, но и поступать на работу на многие рабочие специальности, которые требуют полного общего образования.
Второй путь: выдавать документ о том, что человек проучился в старшей школе, но без оценок. Как показывает практика, им мало кто доверяет. Неизвестно, что стоит за пятеркой - реальный труд ученика или стремление вывести школу на нужный уровень по отличникам. В этом случае государственная аттестация отменяется, выпускник получает справку, а с ней и право поступать в вузы.
Третий путь наиболее логичный: дать детям выбор - сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен. Такая ситуация снимет "критическую" двадцатку. Не хочешь поступать в вуз - тяни билет по старинке, получай тройку и будь свободен. Если стремишься в студенты - сдавай "единый", но уже без всяких общих знаменателей. И, наконец, последний вариант: сделать обязательным для сдачи русский язык, остальное - по выбору ученика с учетом профиля.
РОСРО открывает общественную дискуссию о том, какой путь наиболее подходит для российской системы образования.

Мнение
Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Московской городской думы. Преподаватель математики:
- Основная полемика развернулась вокруг ЕГЭ как вступительного экзамена. А надо бы говорить о нем, как о выпускном. Причем не в одиннадцатом, а в девятом классе. У нас по закону обязательным является именно девятилетнее образование (основное общее). И логично было бы предъявлять самые серьезные требования уже на этом уровне.
В экзаменационном обмане виноваты мы сами - те, кто пишет учебники и преподает. Значит, не так учим. Но может быть, это нормально? Ведь был же у Пушкина в ведомости выведен ноль по геометрии. Чего же нам стесняться своих двоечников? Выпускные экзамены нужны. Это наша традиция. И документ по окончании школы выдавать надо. Только уровень правды в нем должен быть намного выше.
Анастасия Хребтова, первый заместитель начальника управления образования Администрации Калининградской области:
- Если мы предоставим ученику выбор между ЕГЭ и обычным экзаменом, то никогда не узнаем правду. Необходим механизм, при котором нельзя ни списать, ни подсказать.
Александр Тубельский, директор НПО "Школа самоопределения":
- Существует рейтинг школ, первые строчки которого напрямую зависят от количества медалистов и выпускников, в аттестате которых только "хорошо" и "отлично". С другой стороны, если в начальных классах ребенок делал 27 ошибок в тексте, а в 9-м стал делать десять при норме пять ошибок, то я обязательно поставлю ему тройку.
Светлана Куровая, ведущий научный сотрудник РАО:
- Сейчас проводится эксперимент по итоговой аттестации девятиклассников. И первое, с чем мы столкнулись, - это необходимость разработать параметры базовой подготовки: что сегодняшний ученик должен знать и уметь. Возможно, это и есть тот самый ключ, который поможет создать новую систему аттестации школьников.