Локшин Джеффри Лен – победитель конкурса молодых преподавателей московских вузов Благотворительного фонда В. Потанина
Джеффри Локшин, преподаватель Международного института экономики и финансов: "Если в МИЭФ кто-то и «задирает нос», то только на первом курсе и только до первой сессии: она-то показывает, кто реально чего стоит".
- Как Вы стали преподавателем МИЭФ?
- Я искал место для подработки помимо своей работы на полной ставке в другом московском ВУЗе. Я подал заявление, и меня пригласили на собеседование на Международный академический комитет, куда входят представители ГУ-ВШЭ и Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ). Этот комитет осуществляет академическое управление программы в МИЭФ, в том числе решает вопросы назначения преподавателей. Меня выбрали среди других кандидатов, и я стал преподавателем МИЭФ. Со временем мне все больше нравилось работать в МИЭФ, складывались хорошие отношения со студентами, и когда мне предложили перейти в Институт на постоянную основу, я согласился.
- Как давно Вы работаете в МИЭФ?
- Я начал вести семинары по математическому анализу в 2000 г. Потом я стал преподавать и другие дисциплины, уже для студентов 2-го курса МИЭФ: математику для экономистов, линейную алгебру, методы оптимальных решений. В 2003 г. я стал лектором по курсу «Математический анализ», и меня пригласили на постоянную работу в МИЭФ на должность куратора курсов. В настоящее время я совмещаю эту работу с преподавательской деятельностью.
- Что это за должность - куратор курсов?
- По приказу ректора ГУ-ВШЭ в 2003 г. был введен институт кураторства. Это преподаватели, пользующиеся особым доверием у студентов, которые помогают студентам в различных ситуациях: это адаптация к учебе в ВУЗе, поддержка студенческих инициатив, решение всякого рода проблем, в том числе связанных с проживанием в общежитии, улаживание конфликтов с другими студентами или даже преподавателями. В зависимости от нужд факультета кураторы могут заниматься и другими вещами, например, вовлечение студентов в научную работу. МИЭФ - факультет небольшой: у нас всего около 400 студентов (столько же бывает на одном только курсе некоторых других факультетов), и пока достаточно одного куратора. В силу специфики МИЭФ, я в первую очередь озабочен адаптацией первокурсников к учебе по программе двойного диплома, чтобы они могли в конце года успешно сдать внешние экзамены Лондонского университета; пытаюсь выяснить, какие факторы влияют на успеваемость студентов.
- Что такое программа двойного диплома и внешние экзамены?
- Студенты МИЭФ при успешном окончании 4-летней программы получают два диплома: диплом бакалавра ГУ-ВШЭ по направлению «Экономика» и диплом бакалавра по выбранной специальности («Экономика», «Банковское дело и финансы» или «Экономика и менеджмент») Лондонского университета через его Внешнюю программу. Эта программа работает с середины XIX в., по ней обучаются тысячи студентов по всему миру. Диплом Внешней программы Лондонского университета имеет такую же ценность, как и диплом студента, обучающегося очно в Англии, и подтверждает, что его обладатель прошел программу международного стандарта. Его не выдают просто так, как это, к сожалению, бывает с российскими дипломами; его можно получить, только сдавая так называемые внешние экзамены. Эти экзамены составляются и проверяются анонимно в Америке или Англии; их результаты не оспариваются, на них нельзя «повлиять», кроме как усердной учебой.
- Может ли действительно быть так, что диплом западного университета, полученный фактически экстерном, котируется точно так же, как диплом очного студента?
- Не только может, но так оно и есть. Многие выпускники МИЭФ продолжают обучение и получают степень магистра в английских и других зарубежных ВУЗах. При поступлении там чрезвычайно редко интересуются российским дипломом, а смотрят исключительно на результаты экзаменов Лондонского университета. Кроме этих оценок им ничего не нужно для поступления; стало быть, то, что их дипломы были получены по Внешней программе, не имеет значения. Выпускники МИЭФ поступают в ЛШЭ, в университеты Кембриджа, Оксфорда, университет Гумбольдта, Бирмингемский университет, в бизнес-школу INSEAD, etc.
- Они, наверное, там и остаются работать?
- Иногда. Но чаще всего они возвращаются в Россию, и должен сказать, что им совсем не сложно найти хорошую работу здесь.
- Раз ваши студенты могут позволить себе проживание и обучение за рубежом, то, наверное, они не слишком бедные... Ведь обучение в МИЭФ платное?
- Да, платное, и максимальный уровень оплаты - один из наивысших в Москве. Но в МИЭФ существуют места со скидками; так что средний уровень оплаты здесь немногим выше, чем на платных отделениях других экономических факультетов Москвы, и, соответственно, есть места с оплатой, значительно меньшей по сравнению с другими университетами. К тому же в МИЭФ реализована рейтинговая система, и любой студент может рассчитывать на скидку, если только будет хорошо учиться. Если в МИЭФ кто-то и «задирает нос», то только на первом курсе и только до первой сессии: она-то показывает, кто реально чего стоит. И если после этого студент не делает никаких выводов, то он долго не продержится в МИЭФ: либо останется на второй год, либо уйдет на другой факультет или в другой ВУЗ, элементарно не справившись с программой. Кроме того, отъезд наших студентов заграницу нельзя однозначно связать с их благосостоянием: некоторые из них получают гранты на обучение от российских компаний или английских фондов, предназначенные для лучших выпускников.