ЕГЭ по обществознанию должен измениться
Заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков: «Обществознание — это не знание формул, а исследование глобального общества, в котором мы живем сегодня».
В рамках формирования образовательных стандартов нового поколения для средней школы была разработана новая концепция преподавания обществознания. Об особенностях этой концепции и о том, что затрудняет ее продвижение в школах, в интервью РИА Новости рассказал замдекана факультета прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), автор учебников по обществознанию Леонид Поляков.
— Леонид Владимирович, вы участвовали в разработке новой концепции преподавания обществознания в школах. В чем ее отличия от прежних подходов?
— Прежняя концепция дисциплины «обществознание» ориентировала учителя и учеников на заучивание формулировок из вузовских учебников прошлого века по различным социо-гуманитарным наукам: экономики, философии, политологии. Исходили из того, что там все уже известно и устоялось, и дело учителя — донести до учеников азы этих наук.
Мы предложили принципиально иной подход, отраженный в новых учебниках обществознания, вышедших под моей редакцией и получивших гриф Минобрнауки России.
Обществознание — это не знание формул, а исследование глобального общества, в котором мы живем сегодня. В глобальном мире есть множество границ, поверх которых действуют мощные силы, объединяющие человечество в единый организм: экономические, геополитические, культурные, религиозные, а также силы информационных технологий — современные средства общения. Третья коммуникационная революция — появление Интернета — уничтожила разделяющее людей пространство и до минимума «сжала» время. Это придает современному обществу свойства, каких оно не имело еще полвека назад.
По нашей концепции, предмет обществознания — это жизнь в глобальном мире, создающемся на наших глазах и с нашим участием. Закономерности обществознания еще только должны быть выявлены и описаны. Поэтому учитель не может здесь выступать в роли все познавшего «гуру». Урок должен превратиться в совместный поиск если не истины, то, по крайней мере, знания, подтвержденного собственным опытом.
— Как в этой ситуации должна измениться методика преподавания?
— Поскольку мы предлагаем детям изучать не некое абстрактное общество, а современный конкретный мир, в котором каждый человек — «соучастник», отношение к изучению этого мира должно радикально измениться. Из бессловесного «ученика», в которого мудрый «учитель», как в пустой сосуд, вливает проверенные и бесспорные знания, школьник превращается в исследователя и творца. С помощью учителя, с помощью товарищей по классу он способен получить новое знание, которого не было еще час назад и которое будет для него собственным открытием. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в августе 2009 года, лишь 1% россиян признает необходимость изучения обществознания в современной школе, и мы считаем, что благодаря новым подходам статус этого предмета мог бы серьезно измениться.
— Сможет ли среднестатистический учитель использовать такую методику? Не возникнут ли сложности?
— Те учителя, кто апробировал наш курс, и те, кто сейчас использует наши учебники в работе, никаких сложностей не испытывают. Скорее наоборот: изменилась атмосфера в классе, возник творческий настрой, учитель освободился от обязанности учить по трафарету, от риска что-либо перепутать. Новые уроки обществознания основаны на дискуссиях, спорах, постоянной ситуации несогласия. И это более эффективно и с педагогической точки зрения, и с точки зрения ученика, который теперь не боится дать неправильный ответ.
— Как в этом случае выпускник школы будет сдавать ЕГЭ? Ведь ответы там нужно давать единственно верные...
— С контрольно-измерительными материалами (КИМами) ЕГЭ по дисциплине «обществознание» наша концепция соотносится лишь в части С, где нужно написать небольшое эссе на заданную тему. Чтобы выполнить задания частей А и В, нужно заучивать определения понятий, формулы. Но я убежден в правильности самой идеи единого экзамена, и если наша концепция получит более широкое распространение, наш авторский коллектив смог бы предложить новый формат ЕГЭ по обществознанию.
А пока ЕГЭ сдается по КИМам, разработанным на основе старых учебников обществознания, учителя не могут в полной мере учить детей по новым учебникам. ЕГЭ для учителей, школьников и их родителей — абсолютный приоритет, все остальное становится факультативным, то есть фактически «никаким». При этом нынешние КИМы не будут изменены, пока старая концепция обществознания является господствующей. Получается «порочный круг» или, как в известном одноименном романе абсурда, «уловка — 22»: чтобы достичь цели, нужно выполнить определенное условие, которое выполнимо лишь при достижении той же самой цели.
Но мы не теряем надежду. Создав инновационную альтернативу той концепции обществознания, которая лет пять назад считалась единственно возможной и потому безусловно верной, мы считаем, что со временем у нее есть все шансы осуществить прорыв в действительность.