• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа будет не платной, а самостоятельной

Наука и технологии России (STRF.ru). 5 мая 2010

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина: «Это дезинформация. Весь объем финансирования основных образовательных программ остается гарантированным в полном размере».

Уже несколько недель российские СМИ будоражит тема о переходе российских школ на платное образование. Распространившиеся в мгновение ока слухи тут же обрели конкретные очертания. Дескать, в школе останется три бесплатных урока — математика, русский язык и история религии. За все остальные предметы придется платить родителям. Расставить все точки над «i» попыталась корреспондент STRF.ru Марина Муравьева.

Обсуждая реформу, связанную с новым законом о бюджетных учреждениях, интернет-сообщество в самых мрачных красках рисует будущее России как «страны неучей». Масла в огонь подливает реакция властных структур, которые словно отгородились от волнующих общество вопросов. Закон уже утвердил Совет Федерации, а официальных разъяснений пока не следует. STRF.ru обратился за комментарием к одному из его авторов, директору Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирине Абанкиной.

Справка STRF.ru:

Абанкина Ирина Всеволодовна, директор Института развития образования Государственного университета— Высшей школы экономики, кандидат экономических наук.

— Откуда взялись разговоры о трех бесплатных предметах?

— Это дезинформация. Я даже предполагаю, кто запустил эти слухи, просто не хочу публично об этом говорить. Ни одного документа на этот счет нет. Весь объем финансирования основных образовательных программ остается гарантированным в полном размере. Новый стандарт начальной школы, утвержденный Минюстом и размещенный на сайтах Минобрнауки, Российской академии образования, предполагает не сокращение, а увеличение госфинансирования — оплаты не только урочной (20 часов), но и внеурочной деятельности (10 часов в неделю). Эта образовательная программа, которая в полтора раза увеличена, полностью финансируется за счет бюджета. Та команда педагогов и экспертов, которая разрабатывала стандарт для начальной школы, сейчас интенсивно работает над стандартами для средней и старшей. И придерживается той же линии — никакого сокращения часов.

— Закон сам по себе очень сложный. Наверное, провели недостаточную разъяснительную работу, чтобы добиться понимания.

— Это даже не закон, а внесение изменений в отдельные акты. Речь идет о некоторых словах, абзацах. Читать его и вникать в суть порой затрудняются даже руководители образовательных учреждений и представители органов управления.

— В чем смысл и значение нового закона для школ?

— Речь идет о выстраивании финансовых взаимоотношений между учредителем и образовательным учреждением путем установления госзадания.

Учредитель отказывается от мелочного контроля за тем, как школы расходуют средства.

Никакую смету он теперь не будет утверждать. В перспективе — с момента вступления закона в силу с 1 июля 2012 года деньги будут поступать в школу одной строкой. А пока это будут укрупненные статьи сметы.

В результате у школ уже не будет возникать проблем из-за того, что пять процентов средств нельзя перенести с одной статьи сметы на другую — например, с телефонной связи на коммуналку. Им предоставят право распоряжаться деньгами так, как они считают нужным.

Школам дается большая свобода и самостоятельность в распоряжении средствами в обмен на большую ответственность.

В ответ на эту свободу с учредителя снимается субсидиарная ответственность за учреждение. Оно само должно будет разумно подходить к расходованию финансовых ресурсов.

Важно, что деньги школ (бюджетные и внебюджетные) остаются в казначействе. Поэтому серьезных угроз, что средства украдут, уведут или нецелевым образом истратят, не существует. Это своего рода страховка от того, что учреждение наделает долгов или неграмотно распорядится ресурсами. К тому же, учреждения уже привыкли работать с казначейством.

— Готовы ли школы, их руководство к такой свободе и самостоятельности?

— Безусловно, не все к этому готовы. Хотя есть сильные школы, в том числе участвовавшие в приоритетном нацпроекте «Образование», которые в последние годы работали в русле этих реформ. И сейчас в полной мере готовы ко всем преобразованиям.

Остальным нужно думать о повышении квалификации — как педагогов, так и директоров. Поэтому увеличено время переходного периода — дано два года, чтобы закон вступил в полную силу. Это достаточный срок, чтобы подготовиться к новым условиям работы. Его следует интенсивно использовать в повышении квалификации, разработке методического сопровождения, нормативно-правовой базы. В каждом регионе надо сформировать команды профессионалов, которые обеспечат реализацию этого закона на местах.

Была попытка минимизировать те изменения, которые должны коснуться школ в связи со вступлением в действие нового закона. Фактически предстоит внести изменения в уставы учреждений. Все лицензии и аккредитационные документы остаются в силе. Никто никого не увольняет. Никакого изъятия имущества, переназначения директоров школ не предполагается. Это не реорганизация и даже не новая организационно-правовая форма.

— Много вопросов связано и с формированием госзадания, по которому школам будут выделять финансирование.

— Вопросы, касающиеся госзадания, регулируются новой редакцией Бюджетного кодекса (63-м законом от 23 апреля 2007 года). Там сказано, что формой финансирования любых учреждений бюджетной сферы является задание учредителя. В нем должны быть увязаны показатели качества и количества оказываемых учреждением услуг. Определение задания — сложная и ответственная работа. У школ есть опыт нормативно-подушевого финансирования с учетом количества учеников, их категорий, разных программ и т.д. Однако в систему нормативно-подушевого финансирования «не встроены» показатели качества. Это то новое, что предстоит сделать. Более того, учредителю надо это оформить в письменном виде к моменту вступления закона в силу. И не просто оформить, но и разработать показатели качества, методику их расчета. Что здесь помогает? То, что у школ, в отличие от других учреждений социальной сферы, есть федеральные образовательные стандарты. Конечно, это не в прямом смысле стандарты качества. Но в них прописаны требования к условиям реализации образовательного процесса, результатам освоения учащимися программы, к ее примерной структуре. Таким образом, из стандарта можно перенести в госзадание требования к кадровому потенциалу школы, к материально-технической базе, оснащению и т.д.

Форма задания и то, что должно в него войти, известно. Но как это применить к школьному образованию, к конкретной школе — это совместная работа директоров учебных заведений, юристов, экономистов, органов управления образованием.

Почему это ответственная работа? Потому что, согласно 63-му закону, если учреждение не выполняет какие-либо из требований госзадания, то учредитель вправе сначала приостановить, а потом и прекратить финансирование.

— Какие образовательные учреждения могут оказаться под угрозой его лишения?

— Прежде всего те, которые плохо работают, не могут справиться с показателями качества образования.

Кроме того, возникают и угрозы для сильных школ, которые из-за проблем с демографией не смогут набрать нужного количества учащихся. В результате не обеспечат себе благополучное финансовое положение. В данном случае задача учреждения и учредителя — продумывать механизмы сетевого взаимодействия, кооперации, интеграции с другими учреждениями.

В наименьшей степени я вижу угрозу для учеников. Государство выполнит перед ними все обязательства по предоставлению бесплатного полного среднего образования.

— Бюджетным учреждениям разрешается заниматься коммерческой деятельностью. Не ставится ли в связи с этим задача сделать школу самоокупаемой?

— Никакой самоокупаемости. Все эти реформы направлены на то, чтобы школа стала самостоятельной, автономной, ответственной за качество предоставляемого образования, привлекательной для учеников. Все, что прописывается в рамках стандарта, финансируется исключительно из бюджета. Учреждения не вправе отказаться от принятой нормы или сократить ее.

Все школы остаются в статусе «учреждений». Значит, у них есть учредитель, он же собственник имущества, никакой приватизации здесь не предусматривается. Тот объем задания, которое он дает каждому учреждению, полностью финансируют.

Коммерциализации школы в последние годы ставится довольно серьезный заслон, стандарты разрабатываются всеми ведущими педагогами, и стандарты не сокращают программы, а, наоборот, дают широкий выбор и родителям, и образовательным учреждениям, как их формировать. Нужно активно включиться в обсуждение нового стандарта, чтобы он соответствовал запросам и требованиям общества.

Если школа хочет самостоятельно зарабатывать деньги, то она могла это делать и до принятия закона о бюджетных учреждениях.

И сегодня образовательные учреждения имеют право оказывать платные услуги, согласно постановлению Правительства №505.

Проблема в том, что эти деньги являются неналоговыми доходами бюджета, и учредитель имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. По новому закону учреждению предоставляется право самостоятельно решать, куда направить эти доходы. В 19-ой статье закона сказано, что по итогам года учредитель вправе обнулить счета и решить — сохранить за учреждением остатки средств или как-то иначе ими распорядиться.

— Многие не понимают: почему в такой спешке реализуются все эти нововведения?

— Никакой спешки. Этот закон вписывается в то реформирование бюджетного сектора, которое ведется с 2003 года. Закон о финансировании учреждений по госзаданию принят в 2007 году. Закон об автономном учреждении — в 2006-ом. Сдвиги очень небольшие. Даже кризис нас мало чему учит. Мы до сих пор находимся в ситуации социальной, а не эффективной занятости в бюджетной сфере, до сих пор не можем сформулировать показатели качества. Меня удивляет, когда говорят о том, что «это вдруг и сразу начали вводить». Эти реформы идут уже много лет. Просто учреждения, директорский корпус, все это время считали, будто их это не касается. Мы должны грамотно пользоваться бюджетными ресурсами.

Все реформы — и по переходу на новые стандарты, и с новым статусом — реализуются в единой логике. Надо ставить заслон некачественному образованию, размазывать средства ровным слоем по всем учреждениям больше нельзя.

Допустим, школы переходят на автономную форму, но делают это не так быстро, потому что не были решены имущественные вопросы, методическая база не готова. Надо признать, что есть сопротивление и органов власти, которые заинтересованы в мелочной опеке, да и казначейство не хочет отпускать их из-под своего контроля. Вопрос сложный, есть столкновение интересов.

Самостоятельность школам не доверяют. Хотя есть сильные учебные заведения, которые давно хотят перейти на автономию, но их не отпускают.

— Кто будет контролировать школы, например, следить за тем, насколько правильно они распоряжаются средствами?

— Существуют органы Рособрнадзора, причем многие функции переданы региональным отделениям. Они должны реагировать на все запросы, жалобы населения. Есть закон о защите прав ребенка. Кроме того, активную роль должны играть сами родители и общественные органы, которые есть в самой школе. Госзадание — это письменный документ, в котором прописаны показатели и по количеству, и по качеству. Учредитель контролирует исполнение и тех и других. Мы не можем позволить себе все время отставать от сегодняшних требований, от вызовов, которые предъявляет современный мир, и поэтому во главу угла поставлено качество.

Надо учиться применять современные управленческие технологии, работать с грамотными, квалифицированными педагогами, умеющими передавать знания школьникам в современных условиях.