Вузы в борьбе за абитуриентов
26 октября на пресс-конференции в РИА «Новости» были представлены результаты очередных мониторингов, подготовленных Высшей школой экономики и РИА «Новости» по заказу Общественной палаты РФ.
Темы нынешних исследований касаются качества платного приема как в государственные, так и в частные вузы в 2011 году.
Об основных выводах, сделанных по результатам мониторингов (http://ria.ru/ratings_multimedia/20111026/471258617.html), рассказали ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и председатель совета Ассоциации негосударственных вузов РФ, ректор Российского нового университета (РосНоУ) Владимир Зернов.
Почему падают цены на платное обучение?
Как выяснилось в ходе мониторингов, уровень подготовки абитуриентов, поступающих в государственные вузы на коммерческой основе, несколько вырос по сравнению с минувшим годом. Например, средний балл ЕГЭ зачисленных в медицинские вузы в 2011 г. составил порядка 62 баллов против 60 в 2010 г., аналогичные показатели в классических университетах выросли с 56 в 2010-м до 58 в нынешнем; увеличение на один балл наблюдается по вузам всех профилей, включая не очень популярные среди молодежи аграрные и педагогические. Неизменными и в то же время самыми высокими в рейтинге остаются показатели социально-экономических вузов (61 балл в этом году, как и в прошлом).
Средняя стоимость обучения на различные направления подготовки колеблется от 40 тыс. рублей в аграрных вузах до 120,5 тыс. рублей в год в социально-экономических.
Таким образом, нетрудно проследить связь между востребованностью тех или иных специальностей, средним баллом абитуриентов и стоимостью обучения.
Примечательно, что подавляющее большинство вузов (за исключением педагогических и архитектурных) не повышало цены за обучение в этом году. По мнению Кузьминова, они просто боятся это делать из-за явного дефицита абитуриентов.
На отдельных направлениях – сельское хозяйство, лесное дело, транспортные средства и прочие – обучение стоит ниже 50 тысяч, в то время как нормативы бюджетного финансирования составляют от 70 до 100 тыс. рублей.
Получается, что недостающая разница компенсируется вузами за счет бюджетных средств.
При этом, по словам Ярослава Кузьминова, денег, которые вузам дает государство, не хватает на обеспечение качественного образования: чтобы достойно платить преподавателям (примерно в два раза выше средней зарплаты на рынке труда), норматив финансирования нужно повышать до 150 тысяч рублей. Практики же софинансирования бюджетного обучения со стороны студента, как, например, в Германии и в Китае, у нас нет – можно учиться или бесплатно, или полностью за свой счет. Но в условиях демографического спада – через пять лет количество студентов сократится на 40% – можно будет, не уменьшая доли ВВП на образование, выйти на эффективный контракт с преподавателем, сохранив в вузах ту долю возрастной когорты, которая получает бесплатное высшее образование и сегодня.
Что скрывают «частники»?
В этой ситуации сохранятся дорогие (порядка 9 тысяч долларов в год) коммерческие места в престижных вузах для достаточно сильных абитуриентов, недобравших небольшое количество баллов для поступления на бюджет, и ниша платного образования для слабых выпускников, которые получили за ЕГЭ меньше 55 баллов.
Похоже, в этой нише (а может быть, яме?) окажутся негосударственные вузы.
По оценке Ярослава Кузьминова, большинство из них находится на грани вымирания. Очевидно, при отсутствии других источников финансирования многие из них должны будут просто прекратить свою деятельность.
Мониторинг прозрачности российских вузов дополнил неблагополучную ситуацию в этом секторе образования. Например, приказы о зачислении абитуриентов публикуют на своих сайтах лишь 29% «частников», только 44% размещают в открытом доступе список преподавателей, 5,5% – учебные программы; 2,6% – информацию о трудоустройстве выпускников. Если учесть, что прозрачность государственных вузов на порядок выше, то возникает подозрение, что негосударственным храмам науки есть что скрывать от потребителей.
Эту позицию не разделяет Владимир Зернов, по мнению которого, негосударственные вузы в нашей стране с первых дней вынуждены работать в условиях неравной конкуренции с государственными, наделенными целым рядом преференций – в части доступа к бюджетному финансированию, распределения контрольных цифр приема, участия в национальных проектах.
По мнению Ярослава Кузьминова, в России есть 10–15 негосударственных вузов, которые в тяжелых условиях смогли выжить, купить себе здания и предоставлять образование, по качеству сопоставимое с хорошими государственными вузами (это Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа и Московская высшая школа социальных и экономических наук, Российский новый университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Все они должны наравне с государственными получать бюджетные средства.
В нынешнем году решение этой проблемы наконец-то сдвинулось с мертвой точки.
Негосударственные вузы получат право на бюджетный прием
2 ноября Госдума приняла в третьем чтении поправки в законодательство, которые дают негосударственным вузам и ссузам возможность обучать студентов на бюджетной основе.
В соответствии с законом такие организации на конкурсной основе смогут получить контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных средств. Указанная норма распространится только на вузы и ссузы, имеющие государственную аккредитацию.
Порядок установления контрольных цифр приема будет определять правительство.
По словам председателя Комитета по образованию Григория Балыхина, прием абитуриентов на бюджетные места в негосударственные аккредитованные вузы и ссузы будет проводиться на тех же условиях, что и на бюджетные места в государственные высшие и средние учебные заведения.
Студенты, поступившие на бюджетные места в негосударственные аккредитованные высшие и средние учебные заведения, будут иметь равные права со студентами государственных высших и средних специальных учебных заведений. Они будут получать стипендию.
По данным Комитета по образованию, в России более 400 негосударственных вузов. Объем контрольных цифр приема, который ежегодно может быть распределен среди негосударственных вузов, составит не более 4,5 тысячи человек.