Корреляция олимпиад и векторов академической мобильности
В декабре 2011 г. на пресс-конференции в РИА Новости представлен анализ предпочтений олимпиадников в выборе вузов
Анализ предпочтений олимпиадников в выборе вузов проводится уже второй год совместно Российским Союзом ректоров и Высшей школой экономики. Основным исследовательским продуктом является академическая успеваемость студентов-олимпиадников. В прошлом году были существенно расширены параметры исследования и сконцентрировано внимание на корреляции олимпиад и векторов академической мобильности.
Ольга Валентиновна Каширина |
Свои данные для исследования представили около 150 вузов, в том числе 20 из 40 ведущих университетов. Была получена и проанализирована информация о 60% дипломантов олимпиад выпускных классов. В абсолютных цифрах это 14 428 человек. Динамика мобильности олимпиад такова. К примеру, в Северо-Западном федеральном округе, если взять число победителей и призеров всех олимпиад округа за 100, то в вузы округа поступили еще 53% олимпиадников из других регионов. В абсолютных цифрах это выглядит так: количество победителей олимпиад Северо-Запада – 1 787 человек, к которым добавилось еще 893 человека, всего в северо-западные вузы поступили 2 680 олимпиадников.
В Уральском федеральном округе прирост победителей олимпиад из других регионов составил 41%, в Центральном – 11,9%, а в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах эта цифра равна нулю. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах число олимпиадников уменьшилось соответственно на 14, 29 и 40%.
Северо-Западный и Уральский федеральные округа в последнее время активно развивают программы привлечения талантливых детей и молодежи в свои регионы, о чем и свидетельствуют результаты исследования.
Центральный округ в абсолютном выражении лидирует по количеству олимпиадников – 5 849 человек, а с учетом прибывших из других регионов число поступивших победителей олимпиад здесь составляет 6 492 человека.
Аутсайдеры списка – вузы Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах олимпиадная активность растет, но с поступлением в вузы победителей олимпиад пока устойчивая положительная динамика не наблюдается.
Юг и Северный Кавказ достаточно инертны. В целом можно сделать вывод о том, что снижается центростремительная тенденция олимпиадных потоков и идет перераспределение победителей олимпиад на вузы Северо-Запада, Урала и других регионов.
В вузы Северо-Западного федерального округа больше всего поступило дипломантов трех олимпиад. Это Российская аэрокосмическая олимпиада школьников, которую проводят 9 вузов четырех федеральных округов во главе с Военмехом; Региональная олимпиада школьников Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга; Объединенная межвузовская математическая олимпиада консорциума 19 вузов двух федеральных округов – в основном это вузы Москвы и области, во главе этой олимпиады стоит Московский институт открытого образования.
Уральские вузы активно привлекают для обучения в вузах олимпиадников из других регионов, в первую очередь из Сибири, но ресурс далеко не исчерпан. Рядом и Дальний Восток, и Северо-Запад.
Кстати, Дальний Восток выглядит таким образом: здесь самый высокий уровень чистого оттока олимпиадников – 40%. При этом мы знаем, что и Дальневосточный федеральный университет, и Тихоокеанский государственный университет, и Камчатский университет Витуса Беринга – это сильные олимпиадные центры. По мнению О. Кашириной, им нужно предоставить определенные преференции для поддержки олимпиад, поскольку развитие Дальнего Востока является общероссийским системным проектом.
В то же время Ольга Валентиновна отметила, что есть олимпиады, дипломанты которых присутствуют в максимальном количестве федеральных округов. Это олимпиады «Будущее Сибири», «Надежды энергетики» (проводит МЭИ), межрегиональная олимпиада школьников, олимпиада ВШЭ. Тенденции таковы, что в стране активно развиваются консорциумы университетов, соответственно, олимпиады распространяют свое влияние на все большей территории нашей страны. Отрадно, что сегодня они достаточно активно выходят и за пределы национальной территории – на просторы СНГ. Есть олимпиады, вошедшие в перечень Совета олимпиад, которые проводятся на серьезном международном уровне. Это Менделеевская олимпиада школьников по химии и ряд других.
Интересно количественное распределение олимпиад по предметам. В 2011 г. лидировали олимпиады по математике, физике и обществознанию. Это отразилось на структуре количественного распределения олимпиадников-выпускников между специальностями, которые они выбрали в качестве дальнейшего обучения. На первом месте физико-математические науки, на втором – гуманитарные (21%), и на третьем месте – экономика (10%).
«Олимпиадники составляют авангард выпускников, а всякий авангард – немногочисленный. Почти 30% вузов вообще не обучают олимпиадников, еще 30% принимают не более 9 победителей олимпиад. Еще в треть вузов поступают не более 250 олимпиадников, и только 7% вузов принимают их больше. При этом более 1 000 олимпиадников принимает менее 1% вузов. В целом олимпиадники составляют чуть более 4% от общего числа очных бюджетных мест в России», - привела цифры О. Каширина.
Среди олимпиад с наибольшим числом поступивших выпускников выделяются такие, как «Шаг в будущее» – 1 058 выпускников, «Будущее Сибири» – 354, олимпиада Физтеха – 305, олимпиада СПбГУ – 109, «Надежда энергетики» – 199 и др.
Как показывают исследования, олимпиадники в своем выборе ориентированы на конкретный вуз – и это неудивительно.
Исак Давидович Фрумин |
Как известно, университеты активно входят в глобальное образовательное пространство, где очень серьезная конкуренция. Факторы мобильности, привлечения студентов из-за рубежа и других регионов работают на повышение конкурентоспособности вуза. И что отрадно, регионы стали это хорошо понимать.
Определенные шаги в этом направлении делают вузы Оренбуржья: они вместе с правительством формируют специальные программы по поддержке интеллектуальных ресурсов региона. Суть этих программ в том, что олимпиадникам предоставляются преференции в получении места в общежитии, определенные скидки, социальные льготы иного порядка, которые очень важны при переезде молодых людей на временное проживание в другие регионы.
Очень активно занимаются этим и вузы Хабаровска и Челябинска. А Дальневосточный федеральный университет разработал целый комплекс инструментов по привлечению талантливых студентов: выделил дополнительные стипендии, деньги на проезд и т.д. Вместе с тем, как заметила О. Каширин, Дальний Восток за последние годы серьезно оскудел. «Именно с введением ЕГЭ мы получили очень сильный центростремительный поток, потому что зачастую, как мне говорят ректоры дальневосточных университетов, вместе с детьми из отдаленного региона уезжают и родители. В любом случае речь идет о том, что процессы академической мобильности необходимо регулировать и поддерживать на государственном уровне, создавать эти точки и зоны, поддерживать региональные образовательные центры, и ясно, что в одиночку вузы с этим не справятся», – добавила Ольга Валентиновна.
Ярослав Иванович Кузьминов |
В «красной зоне» есть и известные столичные вузы, например, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), принявший всего 7 олимпиадников, или Санкт-Петербургский инженерно-экономический госуниверситет – 9 олимпиадников. У этих вузов хорошие устоявшиеся традиции и неплохие педагоги. Почему же лучшие студенты туда не идут?
«На традициях долго не протянешь, – считает Исак Фрумин. – Сегодня интерес к инженерным специальностям у абитуриентов растет, но медленно. Нужно быть сильным и конкурировать с теми, кто претендует на ту же группу студентов. Вузы сегодня должны работать в максимально конкурентной среде. 20 лет назад такого разговора и быть не могло, студентов было много, студентов было много, в высшую школу шли около 20% выпускников. Сейчас у нас очных бюджетных мест на 10 тыс. населения больше, чем в любой другой стране, а студентов с каждым годом все меньше».
По мнению Ярослава Кузьминова, нужны новые центры образовательного роста. Сегодня уже хорошо себя зарекомендовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, активно работает с одаренными школьниками Сибирский федеральный университет в Красноярске, чего, кстати, не сказать о других федеральных вузах.
«Точками роста должны стать Воронеж, Белгород, Казань, Самара, Уфа, Саратов, Волгоград, – уверен ректор ВШЭ. – Там очень мощный потенциал высшей школы, его надо стимулировать. Это не может делать только федеральный центр, это проблема руководителей региона».
Таблица: Рейтинг вузов, выбранных победителями и призерами всероссийской и других олимпиад