• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ненужное поколение

Россiя. 26 марта 2009

По экспертным оценкам, обнародованным на заседании РОСРО, проходившего недавно в ГУ-ВШЭ, уже в этом году четверть студентов, обучающихся на внебюджетной основе в государственных вузах, будут не в состоянии платить за учебу.

На днях, выступая на расширенной коллегии Минэкономразвития, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство не собирается пересматривать Концепцию развития страны до 2020 года. “Мы в состоянии добиться, чтобы к 2020 году Россия пришла в совершенно новом качестве”, — сказал вице-премьер. Звучит жизнеутверждающе, но что-то заставляет сомневаться в неизбежности позитивного прорыва.

Оставим пока открытыми вопросы: “Как и за счет чего мы добьемся этого “нового качества”? Как перейдем от использования природных ресурсов в качестве фактора роста к инновационной экономике?”.

Зададимся другим вопросом: “Кто будет осуществлять этот переход?”. Старые кадры? Вряд ли на них стоит делать основную ставку. Нужны молодые, энергичные, образованные люди, которые жаждут перемен и не терпят косности. Где они? Готовит ли их государство? Что происходит в нашей системе образования и как повлиял на эту сферу кризис?

Кто не успел — тот опоздал

По экспертным оценкам, обнародованным во время заседания Российского общественного совета по развитию образования, проходившего недавно в Высшей школе экономики, уже в этом году четверть студентов, обучающихся на внебюджетной основе в государственных вузах, будут не в состоянии платить за учебу. Около 840 тысяч недоучившихся молодых людей могут пополнить рынок труда.

Но есть еще и негосударственные институты и университеты. Их положение целиком зависит от платежеспособности населения, положение которого ухудшается с каждым днем. По прогнозам, 30% учащихся негосударственных вузов покинут раньше времени стены альма-матер. Это сделает убыточным обучение оставшихся студентов. Многие вузы могут обанкротиться и тогда потеряют учебные места еще 875 тыс. человек.

Кроме того, согласно заявлению министра образования и науки Андрея Фурсенко в этом году из-за кризиса не смогут найти работу около 100 тысяч выпускников вузов. Эксперты, кстати, считают его прогноз заниженным.

В результате около двух миллионов молодых россиян — тех самых, кому надо бы осуществлять инновационный прорыв, окажутся на улице уже летом или осенью.

А что же в школах? Число выпускников средних школ сокращается в последние годы по естественной причине — из-за демографического спада. Значит, сокращается и число абитуриентов. Оно будет в этом и потенциально в следующие годы еще меньше, так как из-за кризиса дети из небогатых семей будут вынуждены лишь мечтать о высшем или среднем специальном образовании. И, кстати, отчасти из-за пресловутого ЕГЭ.

В этом году вступает в силу федеральный закон об обязательности единого госэкзамена. Однако новые правила приема в вузы были обнародованы лишь в конце января. Министерство образования и науки изменило перечень экзаменов, необходимых для поступления в вузы по многим специальностям. Между тем абитуриенты должны были написать заявление о сдаче ЕГЭ по избранным дисциплинам еще до 1 марта. Вот так — кто не успел, тот опоздал. Приходите в следующем году, а пока ищите, чем заняться. По оценкам экспертов, только из-за неразберихи с ЕГЭ в этом году не смогут поступить в вузы около полумиллиона россиян.

Кроме того, среди выпускников-2009 будут около10–12% “второгодников” — тех, кто получит не аттестат зрелости, а только справку об окончании средней школы. Они просто не смогут сдать ЕГЭ. Министр образования и науки подтверждает прогнозные оценки: около 100 тысяч школьников не получат аттестат зрелости. Эти ребята должны будут или вновь сдавать ЕГЭ, или идти в ПТУ, или покупать аттестаты на черном рынке — потому что устроиться на работу без документа об образовании нереально.

Нам студенты не нужны?

Этот вопрос непраздный. Выступая недавно на заседании коллегии Минобрнауки, вице-премьер Сергей Иванов посетовал, что в стране слишком много высших учебных заведений и надо более жестко подходить к их лицензированию. Это, кстати, не его идея — он повторил довольно расхожее мнение. Еще летом 2008 года министр образования, выступая в Московском инженерно-физическом институте, заявил, что в России должно остаться около 150–200 вузов из существующей тысячи. Трудно сказать, на чем основаны его расчеты. Возможно, на исторической аналогии — 150 вузов работали в дореволюционной России, но тогда половина ее населения было неграмотным.

В докладе, с которым выступил на коллегии РОСРО ее сопредседатель, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, приводятся следующие данные. В нашей стране из тысячи выпускников средней школы в вузы поступают 55,4%, тогда как в Латвии их доля составляет 73%, в Литве — 72%, в Греции — 74%, в США и Швеции — 83%, в Южной Корее — 85%, в Финляндии — 88%. “Вероятно, поэтому экономика Южной Кореи, США или Скандинавских стран значительно более инновационная, чем в России”, — делают вывод авторы доклада.

Много — не значит достаточно

Надо отдать должное: в последние годы российская система образования получала гораздо больше из федерального бюджета, чем раньше. Правда, больше — не всегда означает “достаточно”. Особенно если перед страной ставится такая грандиозная задача, как переход к инновационной экономике за одиннадцать лет.

“Этот переход требует существенных инвестиций в образование и науку, — считает иностранный член РАН, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Московской школы экономики МГУ Владимир Квинт. — Его можно было бы добиться, только если бы в 2008–2009 учебном году инвестиции в российские университеты и лаборатории были увеличены в три-четыре раза. Те, кто приходит учиться в высшую школу, окончат ее через шесть лет. Еще три года им необходимо для приобретения опыта. И таким образом в 2017 году им останется всего три года для осуществления инновационного прорыва. Но такой революции в образовании и науке концепцией не предусмотрено”.

Не предусмотрено значительной финансовой поддержки образованию и в антикризисном плане, разработанном правительством. Нет, безусловно, о нем не забыли. Однако по масштабности эта поддержка несравнима с вливаниями, например, в банковскую систему.

До сих пор неизвестно, насколько сокращены образовательные бюджеты всех уровней. Цифры называются разные, хотя окончательно они не определены. Но уже ясно, что именно пострадает от секвестрирования расходов: не будет продолжен проект поддержки инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта “Образование”, не станет развиваться сеть исследовательских университетов, не увеличится финансирование вузов по разделу “Наука”.

Фактически мы закладываем сегодня отставание от западных конкурентов в важнейшей сфере, мало думая о том, с каким кадровым потенциалом наша страна войдет в посткризисный мир и на каком месте в нем окажется.

Впрочем, до будущего надо еще дожить. И одна из главных проблем — что делать уже в ближайшие месяцы с 2,5 миллиона молодых людей, которые не смогут ни учиться, ни найти достойную работу. История свидетельствует: в нестабильной экономической ситуации именно молодые становятся инициаторами массовых акций протеста, легко меняющих социальные лозунги на политические.

 

Между тем:

Квоты приема молодых специалистов предложил ввести ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, “если в 2008 году подавляющее большинство компаний-работодателей принимали на работу молодых специалистов — выпускников вузов, то в этом году около 5% компаний вообще не планируют принимать на работу молодых специалистов, а другие сокращают прием на 25%”. Садовничий предложил “сделать обязательным для работодателей некую квоту приема на работу молодых специалистов — выпускников вузов и предоставить им гарантию сохранения рабочего места на определенный срок.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступает с инициативой изменения законодательства в сфере образования — с тем, чтобы предоставить возможность вузам создавать коммерческие предприятия инновационного типа, на которых могли бы проходить практику студенты, аспиранты и преподаватели. Она считает, что создание инновационных предприятий при участии вузов позволит более широко внедрять научные разработки на практике.

Сокращение бюджета на образование в текущем году не отразится на зарплате педагогов и ученых, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения перешли на новые системы оплаты труда. В результате этого перехода, по словам Фурсенко, зарплата учителей и ученых выросла. Если в 2005 году учитель в среднем получал 5430 рублей, то в 2008 году его зарплата составила 11 303 рубля.

МГУ имени Ломоносова упростил правила перевода студентов, которые учатся на коммерческой основе, на бесплатные места, сообщил ректор университета Виктор Садовничий. “Мы внесли поправки в устав, что переводу подлежат студенты, которые учатся на “хорошо”, “хорошо и отлично” и “отлично” в течение четырех семестров”, — сказал он. Примерно такие же критерии по переводу студентов-платников на бюджетные места разработаны Минобрнауки и разосланы во все российские вузы, сообщил ректор. Садовничий отметил, что, как правило, вакантных мест больше на тех факультетах, где нет студентов, которые сами платят за свою учебу, например, на мехмате, химическом и биологическом факультетах.

Субсидии на поддержку образовательных кредитов в этом году составят 27 млн рублей, говорится в программе антикризисных мер кабинета министров на 2009 год. Кроме того, планируется сохранить бюджетные места на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, а также увеличить количество бюджетных мест в магистратуре на 15 тысяч — до 35 тысяч в 2009 году с 20 тысяч в 2008 году. В аспирантуре количество бюджетных мест будет увеличено на 3 тысячи — до 29 тысяч. Также программа антикризисных мер кабинета министров на 2009 год предусматривает увеличение количества бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям. При этом по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук количество бюджетных мест будет сокращено.

Количество президентских стипендий будет увеличено до двух тысяч, а их размер — в два-три раза, сообщил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на съезде Российского союза ректоров. По словам главы государства, решение об увеличении президентских стипендий практически подготовлено. Он также сообщил, что более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для нынешних студентов на весь период обучения. По его словам, “уже в ближайшее время правительство должно выпустить документы, облегчающие получение льгот кредитов на образование”. Кроме того, около 25 тысяч обучающихся платно студентов в этом году могут быть переведены на вакантные бюджетные места.

Только цифры:

“Образование для XXI века”. Так называется раздел программы вложений в образование в рамках антикризисных мер администрации США

Всего расходов: $90,9 млрд.

Из них:

  • $24,5 млрд — для помощи местным школьным округам в предотвращении увольнений и сокращений с возможностью использования фондов на модернизацию и ремонт школ
  • $20 млрд — модернизация школьных зданий ($6 млрд — для зданий университетов)
  • $15,6 млрд — для увеличения образовательных грантов учащимся средней школы
  • $13 млрд — для учащихся общественных школ из семей с низким достатком
  • $12,2 млрд — на специальное образование детей с отклонениями
  • $2,2 млрд — на программы обеспечения полноценных образовательных и здравоохранительных услуг, а также питания для семей с низким достатком
  • $2 млрд — на услуги социального обеспечения детей
  • $650 млн — на образовательные технологии
  • $300 млн — на увеличение зарплаты учителей
  • $250 млн — штатам для анализа школьной успеваемост.
  • $200 млн — для поддержки работающих студентов колледжей
  • $70 млн — на образование бездомных детей