Ученика перестанут наказывать школой
В России появился лицей принципиально нового типа. Вместо переполненного класса — малочисленные учебные группы по дисциплинам, отобранным самим учеником и с уровнем погружения, также определенным им самим. Вместо долбежки — уроки критического мышления. А вместо замученной Марьванны — университетский преподаватель в компании с ассистентом. Так отныне будут учить в лицеях при университетах, рассказала «МК» директор первого такого учебного заведения при Национальном исследовательском университете — Высшая школа экономики Наталья Любомирская.
— Наталья Вениаминовна, чем вызвано решение создать лицей при университете? Чего недодает детям обычная школа?
— Наша главная беда — разрыв между школой и вузом. Школа дает вал информации и развивает эмпирическое мышление. А вузам нужно умение разбираться в причинно-следственных связях, т.е. мышление теоретическое. Само собой оно формируется лишь у 5% ребят — тех, кто с детства остались почемучками и кого я условно называю Ломоносовыми. Из остальных школа это вытравливает. Вторая проблема — принцип оценивания знаний, в основе которого у нас лежит не сложение, а вычитание. Принцип сложения добавляет баллы за каждый успех, каждое достижение, и это стимулирует к новым свершениям. У нас же ученик приносит работу, учитель ему авансом как бы ставит «пять», а потом начинает вычитать — за одну ошибку, за другую. Ребенок фактически наказывается за ошибку, хотя он только учится, а значит, имеет право ошибаться. Усугубляет проблему и наша установка на то, что дети обязательно должны выполнить все задание целиком. Между тем самая сложная часть, к примеру, часть «С» в ЕГЭ, рассчитана отнюдь не на всех, а лишь на малую группу учащихся!
— Сколько детей наберет ваш лицей?
— На первый год в общей сложности около 50 — два 10-х класса. А в 2014-м мы наберем и 8 — 9-е классы. Впрочем, их и классами-то можно назвать лишь условно: у каждого ученика будет собственный учебный план с индивидуальным набором предметов. Правда, учиться ребята будут не индивидуально, а в учебных группах в зависимости от выбранного предмета, и в каждой будет свой состав: по одному предмету может быть 20 человек, по другому — 12. Главное, чтобы желающих было больше шести — иначе открывать группу слишком накладно. Лицей-то наш абсолютно бесплатный для детей и родителей, а 50 учащихся при подушевом финансировании — это так мало! «Вышке» и так придется мощно дотировать лицей.
— Будут ли у вас обязательные предметы?
— Разумеется. Мы одними из первых в нашей стране начинаем работать в старших классах по новому образовательному стандарту. А он предполагает 9 обязательных предметов, включая математику, русский с литературой, иностранные языки, историю, блоки по общественным наукам, о природе и т.д. При этом по каждому предмету надо будет выбрать уровень — базовый или профильный. Плюс можно выбрать еще один гуманитарный предмет или второй иностранный язык. В этом году в естественно-научный блок у нас войдут на выбор только физика и биология. Химии не будет, т.к. лицей в основном ориентирован на социально-экономическое и гуманитарное направления, а не на химический или медицинский вуз. И ОБЖ мы интегрируем в другие предметы: правовую грамотность — в курс обществознания, а практические вещи — в физкультуру, в естественные науки или в программу летней практики, которую мы также думаем провести...
— Минутку, верно ли я поняла, что химии у вас в лицее не будет вовсе?
— Да. Задача старшей школы — завершение общего образование, и ребятам надо дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности, включая лабораторную. А для этого совсем не надо изучать и физику, и химию, и биологию: чтобы понять, что такое эксперимент, и научиться его планировать, достаточно и одного предмета. Необходима и защита проекта. Это есть в новом стандарте, но там не оговаривается, что проект должен быть исследовательским. А мы хотим, чтобы ребята сделали первую настоящую работу, приближающую их к университету. Очень важным мы считаем и развивающий критическое мышление курс «Теория познания». В его рамках будут зачатки философии и логики, а также попытка научить детей различать понятия факт и мнение. Главное, чтобы они поняли: наши знания носят интерпретационный характер и часто меняются. К примеру, еще совсем недавно человечество считало, что Солнце движется вокруг Земли. А в повседневной жизни мы и сейчас так рассуждаем — говорим: солнце взошло, село.
— Уверена: в такой школе захотят учиться многие. Как будете отбирать детей?
— Первый этап — конкурс заявок, которые дети самостоятельно заполняют на нашем сайте. При этом в вопросы мы включили два хитрых пункта: предполагаемые оценки за 9-й класс, благодаря чему мы сможем увидеть, насколько объективно ученик оценивает уровень своих знаний. Также он должен написать небольшое эссе, где надо представить себя как личность, ученика, члена общества, уточнить, какие предметы хотелось бы изучать профильно, рассказать о своих хобби и аргументировать, зачем лицей тебе, а ты — ему. Ответы дадут нам первое представление о соискателе. Затем второй этап, на котором мы отберем кандидатов по лучшим эссе и протестируем их по трем предметам: математика, русский и иностранный язык. Но если будет такое количество заявок, что на тестирование мы сможем пригласить всех желающих, так и будет. Все вопросы тестирования будут в рамках школьной программы, но нетривиальные: по языкам, например, не орфография с пунктуацией, а анализ текста на его понимание, сравнение двух текстов. Так, в задании по русскому мы можем попросить продолжить логическую цепочку из пяти слов. По иностранным — попытаться догадаться о значении незнакомого слова. Наконец, последний этап — собеседование. Но оно уже не будет выполнять конкурсную функцию. Туда мы пригласим тех, кого хотим зачислить, чтобы лично познакомиться и пообщаться друг с другом.
— Кто будет у вас преподавать? Школьные учителя? Вузовские профессора?
— Все сотрудники лицея являются и сотрудниками НИУ ВШЭ: найти хороших школьных учителей по экономике или по праву сейчас очень сложно. Но все они, конечно, имеют опыт работы в школе и прекрасно понимают, что должны избежать спуска университетской программы в школу. В качестве ассистентов преподавателя будем привлекать и нынешних студентов.
— Ассистент в школе? Это как?
— В отличие от преподавателей дети, которые к нам придут, рождены в цифровом мире, и в чем-то им будет сложно нас понять. Вот студенты и станут связующим звеном между нашими поколениями. Конечно, мы постараемся идти в ногу со временем и использовать современные технологии, вроде смешанного обучения или модели «перевернутого класса». (Это когда объяснения учителя записываются на видеоролик и отправляются по электронной почте ученикам, а те смотрят его дома и присылают учителю ответы на вопросы. Каждый делает это в удобное время, будь то 16.00 или 23.30, и при этом может прослушать объяснения столько раз, сколько лично ему нужно, что в классе невозможно в принципе. Учитель по присланным ответам видит, кто что понял, и, проанализировав ответы учеников, может организовать классную работу по-новому: разбить ребят на группы и каждой дать свое задание.)
— Сколько часов в неделю будут учиться ваши дети?
— Четко по стандарту и в рамках закона: от 31 до 37. Правда, в эти часы не войдут физкультура с ОБЖ, исследовательский проект и факультативные занятия «Мастер-класс с профессионалом» для старшей школы, где ребята смогут пообщаться с экспертами и в реальном режиме познакомиться с профессией, которую себе выбрали, но о которой имеют пока лишь смутное представление. Учебные программы будут разрабатывать наши учителя вместе с преподавателями университета. Здесь мы фактически идем по целине: такие программы в нашей стране уже начали появляться, но дело идет со скрипом.
— Будут ли действительны ваши аттестаты, если в них не будет химии?
— Да, будут. В рамках нового образовательного стандарта старшей школы обязательными для изучения являются 9 предметов. Этот вопрос обсуждался с Минобрнауки, которое уже готовит инструктивное письмо с разъяснением вузам, что по новым стандартам не обязательно, чтобы в аттестате были все 14 предметов, и что вузы обязаны такие аттестаты принимать. Новый стандарт уже принят, и не мы одни будем на него переходить — есть и другие школы. Кроме того, наш лицей — пилотный проект Департамента образования Москвы. Вскоре у нас появятся последователи. Поэтому наша установка — создать модель лицея, которую затем можно будет транслировать дальше.